Журналисты «НР» высказывают собственное видение той или иной темы, проблемы, вопроса. Это может быть то, что волнует сегодня всех, а может быть то, что взволновало только одного человека.

Итак, у нас премьера рубрики.

Мнение. Роды мертвой матери

На днях с коллегами обсуждали случай, произошедший в Америке. У молодой женщины из-за кровоизлияния умер мозг, но так как она была на 8 недели беременности, а в данном штате аборты на сроке выше 6 недель запрещены, врачи приняли решение искусственно поддерживать системы жизнеобеспечения пациентки до момента родов.

Общество разделилось на две части. Одни считают, что медики поступают правильно, борясь за маленькую жизнь, несмотря на протест родственников беременной. Для других же сложившаяся ситуация – кощунство: тело покойной матери превратили в инкубатор. К тому же, каково будет жить ребенку с мыслью, что его родила мертвая женщина?

Пару лет назад философ из Норвегии Анна Смайдор предложила использовать женщин с умершим мозгом в качестве «донорских маток». По мнению профессора, это отличный вариант для тех, кто не может выносить ребенка самостоятельно. Мол, берут же у людей с погибшим мозгом органы для пересадки, так почему бы не взять целое тело для рождения новой жизни?

Углубляться в физиологические возможности тела, технические достижения медицины, стоимость такого деторождения не будем, но в мире есть случаи, когда мертвые мамы несколько недель искусственно «донашивали» в утробе детей. Давайте порассуждаем об этической стороне вопроса.

Я в ситуации с сохранением в теле матери ее ребенка ничего ужасного не вижу. Если с малышом все хорошо, родственники его ждут, а возможности медучреждения позволяют проводить многомесячные манипуляции без ущерба для других пациентов, почему бы и нет? Жизнь же зародилась до смерти! Ребенок никаких душевных терзаний ввиду «рождения от трупа» испытывать не должен, если ему правильно эту ситуацию разъяснят. По идее, у него должно быть даже меньше переживаний, чем у детей, во время рождения которых (или от осложнений после родов) мамы умирают. Именно такие люди, оставшиеся без самого близкого человека, едва успев сделать первый вдох, зачастую всю жизнь считают себя «убийцами».

В донорстве органов тоже одни плюсы, если мы говорим о легальной процедуре.  Да, законодательство у нас в стране в этой сфере не доработано, отсюда возникают разные неоднозначные ситуации. Но глупо отрицать, что смерть человека, которого нельзя было спасти, потенциально может подарить жизнь многим другим.

Но вот использование женщин с погибшим мозгом для вынашивания чужих детей – за гранью моего понимания. Тут уж, действительно, инкубатор, ведь подсаживать эмбрион будут мертвецу. Надеюсь, до этого не дойдет. Хотя, если в мире стали все чаще про это говорить, так сказать, «прогревать» общество, быть может, новая этика уже близко?

Выживет ли малыш в теле своей мамы в Америке и будет ли он здоров – предсказать трудно. Роды запланированы  на август, когда плод достигнет возраста 32 недель. Если такое произойдет, это будет первым случаем в мире, когда с помощью аппаратуры и препаратов, медикам удастся «вырастить» человека с 8 недель беременности до 8 месяцев в теле мертвой женщины.

К чему приведет человечество такой научный прорыв, скоро узнаем.