Думал, гемодиализ временно
Всякий раз восхищаюсь людьми, которые умудряются шутить и смеяться, имея в анамнезе такие страшные патологии. Более того, инвалиды объединились в организацию людей с ограниченными возможностями «Оптимист», чтобы не позволить судьбе сломить их.
Председатель «Оптимиста» и один из трех учредителей этой организации Валерий Гаврилов – инвалид детства. В девять лет он узнал, что у него сахарный диабет, что он – инсулинозависимый. В 2004 году началось осложнение на зрение и почки. В результате на один глаз ослеп полностью, второй выдает легкие силуэты. На диализе Валерий уже 21 год.

По пятнадцать часов в неделю Валерий Гаврилов проводит в диализном центре Новороссийска.
– Диализ – это довольно сложная процедура: тебя подключают к аппарату искусственной почки, а кровь прогоняют через очистку от вредных веществ, токсинов и продуктов обмена веществ, – рассказывает мне собеседник. – Но сейчас это современные аппараты, не то что раньше, когда они были механическими, без компьютерного управления.
Валерий грустно смеется, что он «диализный долгожитель». Не каждый почечный больной с таким состоянием внутренних органов доживает до его лет. А Валерию Гаврилову исполнилось 48.
– Когда 21 год назад мне сказали, что требуется диализ, у меня шока не было. Я с детства оптимист. По гороскопу Скорпион, да еще и в год Змеи родился. Я был уверен, что это временно! – признается собеседник.

Болезнь подружила
Однако некоторые «диализники» не могут привыкнуть к новому образу жизни. Ведь значительную часть времени человек должен тратить на очистку крови в гемодиализном центре.
– Люди просто устают от такой жизни. А еще процедура диализа имеет некоторые последствия, можно почувствовать головную боль, общую слабость, заполучить анемию из-за хронической почечной недостаточности, – рассказывает Валерий.
Почечные больные Новороссийска, встречающиеся годами по нескольку раз в неделю в диализном центре, сдружились. Компанией, говорит мой собеседник, им легче выживать.
– Диализные пациенты – это как семья. Мы помогаем друг другу. В первую очередь, лекарственными средствами. Иногда бывают острые ситуации с бесплатными лекарственными препаратами, когда их нет в аптеке, где их должны выдавать бесплатно, за счет государства, – поясняет Валерий.
А без лекарств почечным больным никак нельзя. Перерыв в приеме препаратов может резко ухудшить состояние больного человека. Но приобретать их в аптеках за свой счет инвалидам не по карману. Некоторые лекарства стоят немалых денег. К примеру, цена на цинакальцет для больных с почечной недостаточностью сейчас достигает 7-8 тысяч рублей, эпоэтин для лечения анемии у тех, кто живет на диализе, стоит 4-5 тысяч рублей. И если их нет в аптеке по льготным рецептам, то хоть ложись да помирай.
– Тогда выручает наша диализная семья. Каждый раз, встречаясь в гемодиализном центре, мы спрашиваем: что кому требуется? И помогаем, если у кого-то закончился какой-либо препарат, а у кого-то, на счастье, осталась лишняя пачка, – рассказывает Валерий.

Слепой тоже видит
Почечные больные поддерживают друг друга, не только делясь лекарственными препаратами. Зрячие «оптимисты» помогают довести до троллейбуса или посадить в такси незрячих или слабовидящих либо плохо передвигающихся на своих ногах. А иногда приходят на помощь товарищам в решении бытовых проблем.
– Я могу розетку поменять, унитаз починить, люстру повесить, – удивляет меня незрячий Валера. – В 2002 году я окончил Новороссийский радиоколледж, по специальности – киповец (специалист по контрольно-измерительным приборам). Даже успел до слепоты поработать по специальности на цементном заводе «Пролетарий», на заводе «Авто-Юг», в мастерской по ремонту холодильного оборудования. У своей девушки смог наощупь разводку электричества сделать. Человеку, знающему закон Ома, это несложно!
И сейчас Валерий по мере своих сил помогает по хозяйству своим собратьям по тяжелому диагнозу.
Вытаскивать из квартир
Семь лет назад трое альтруистов, в числе которых был Валерий Гаврилов, создали общественную организацию людей с ограниченными возможностями здоровья «Оптимист», сейчас в ней состоит около сотни человек с разными проблемами, в том числе и почечные больные. Первый председатель, Сергей Мельников, ушел из жизни в разгар ковида. После того как товарища не стало, бразды правления взял Валерий Гаврилов.

– «Оптимист» создавался для того, чтобы вытаскивать людей с инвалидностью из квартир, чтобы они не потеряли себя, закрывшись от всего мира. Чтобы встречались, общались, проводили вместе время, – рассказывает об идеологии организации Валерий.
Организаторы «Оптимиста» стали искать возможность получать бесплатно либо по минимальной цене билеты на всевозможные мероприятия – на премьеры городского театра или на спектакли приезжих театров, на концерты новороссийского джаз-клуба, на кинопремьеры. Большинство руководителей, к которым обращаются инвалиды, идут им навстречу.
– Некоторые наши инвалиды и не знали, что в Новороссийске такой крутой джаз-клуб, – говорит Валерий. – «Вот это настоящая реабилитация!» – восклицают они, когда побывают на таких концертах или других интересных мероприятиях. Для них это очень важно, некоторые наши инвалиды живут за чертой бедности, им даже 100 рублей заплатить за билет проблематично.
«Оптимисты» ездят сегодня на экскурсии, на шашлыки в лес, вместе посещают храмы, отмечают дни рождения. Вместе отстаивают свои права, если налицо нарушения.

Бывают минуты слабости
Несколько лет назад ситуация с бесплатными препаратами была крайне острой – постоянно задерживались поставки в аптеки, где их выдают по льготным рецептам. Люди были вынуждены звонить на прямую линию министерства здравоохранения края и страны, писать жалобы в разные инстанции, вплоть до администрации президента. Газета «Новороссийский рабочий» также информационно поддерживала почечных больных в их желании навести порядок с бесплатными лекарствами.
Однажды, когда льготные препараты невозможно было получить и состояние здоровья Валерия резко ухудшилось, он признался мне, что его посещали тяжелые мысли.
Слава Богу, что сейчас острого дефицита жизненно важных лекарств нет. И Валерий Гаврилов теперь стопроцентный оптимист.
Валерий не загадывает, сколько он проживет. У него терминальная стадия почечной болезни, а это значит, он на волоске от смерти. Главное, говорит он, чтобы его «оптимисты» находили новый смысл жить дальше, чтобы у этих людей, обделенных здоровьем, было больше поводов для маленьких, а может, и больших радостей.
И спасибо тем, кто помогает этим людям.