
Фото Анатолия Позднякова
Лидия — разноплановый художник, работает во многих жанрах, но портрет ей особенно удается. Неспроста организаторы выставки в Москве выбрали портреты пожилых людей в исполнении новороссийского автора. Бабушки у Лидии получаются настоящие, с живыми глазами, с прорисованными глубокими морщинками, которые выдают тяжелую жизнь, прожитую в труде.
— Свое детство я провела в деревне Воскресенка, это под городом Спасск-Дальний Приморского края, где наблюдала свою любимую бабушку 1900 года рождения, Софью Семеновну Компанец, — вспоминает Лидия, член Союза художников черноморского отделения. – Воспоминания о бабушке самые светлые. Это человек труда, беззаветной любви к своим детям и внукам. Она родила шестерых детей, вырастила из них замечательных людей. Хотя жизнь ее была непростая.
Портрет Софьи Семеновны, скончавшейся в 1985 году, Лидия рисовала по единственной сохранившейся фотографии. Но память ее хранит светлый образ бабушки – в фуфайке, с натруженными грубыми руками, с палкой. За плечами – пейзаж любимого села. Во рту у бабули ни единого зуба. Чтобы накормить старушку, вспоминает Лидочка, она рвала руками хлеб и давала Софье Семеновне мякушку.
— Моя задача – через портрет человека передать его внутренний мир. Я не могу позволить себе ошибиться ни в морщинке, ни в родинке. И должна добавить ровно столько света в картину, чтобы лицо получилось живым, не мертвым, — рассуждает художница.





Лидия признается, что сейчас, в наше время, найти такие лица – огромная редкость. Город накладывает особую печать на облик людей, проживающих здесь. Поэтому в поисках натуры Лидия ездит по селам.
— Какие красивые люди ушедшего поколения! Сейчас таких не найти. Какие у них глаза, смотрящие прямо в твою душу, какие красивые руки, какая кожа, испещренная морщинами! Я жалею, что не родилась раньше, когда такой натуры было больше, — рассуждает художница.
Лидия Карчурьян объясняет, что она видит свет, исходящий из глаз таких стариков.
— Мне не важна анатомия, мне важен именно этот свет, идущий из глаз, — говорит она. – Человек как сосуд. Он должен быть наполненным. Через глаза я понимаю, насколько наполнен духовностью человек, что у него внутри.






Портреты своих бабушек, выполненных карандашом, Лидия отправила на московский конкурс. Именно там на них обратила внимание организатор выставки в Государственном Кремлевском дворце, руководитель международной артели художников Екатерина Арно и буквально уговорила нашу землячку прислать свои работы. Среди отобранных — портрет бабушки Софьи Компанец.
Безусловно, новороссийцам тоже было бы интересно взглянуть на работы новороссийской художницы. К тому же сейчас в коллекции автора портреты новороссийских знаменитостей – Виктора Савельева, поэта и художника Валерия Туракевича.




— Туракевича писать было сложно, у него и лицо непростое, — признается Лидия. – Я писала по фотографии, потому что задержать Валеру для позирования было проблематично. Он спешил жить. Благодарна судьбе, что смогла прикоснуться к такой сложной, талантливой личности, к настоящему творцу!
Впечатляет портрет краснодарского художника-керамиста Николая Туркова в исполнении Лидии. На нем лицо искажено муками творчества. Портрет так и называется: «Стенания художника».
Лидия говорит, что сейчас она увлеклась новороссийским пейзажем и пишет нашу специфическую зиму. Скоро она позовет новороссийцев на выставку. Следите за объявлениями.
