В войну моторов, как называют Вторую мировую, они выиграли свою битву за нефть. И этот чрезвычайно важный экономический ресурс, постоянное наращивание производства отечественных нефтепродуктов создали подавляющее преимущество советской армии в обеспечении своей боевой техники соляркой, бензином, маслами и другими видами ГСМ.

 В Новороссийске с первых дней Великой Отечественной войны вопрос снабжения кораблей и авиации Черноморского флота горючим стоял на особом контроле, потому что резко возрос спрос на него. Значительная часть ГСМ для воюющих в черноморском регионе воинских частей в 1941 году поступала с Новороссийской перевалочной нефтебазы, которую построили еще в 1921 году. Тогда она располагалась на территории, где после войны построили завод «Шиферник».

1948 г. 2-й парк. Бригада_сливщиков

Основным трудягой, снабжавшим топливом армию, стал 800-тонный танкер «Громов». Загрузку его и других судов, а также слив нефтегрузов проводили глухими ночами, потому что фашистская авиация часто бомбила порт и город. Быстро появились первые разрушения, нередко вспыхивали пожары, которые коллектив нефтебазы самоотверженно тушил. Бомбоубежища на предприятии не было, поэтому дежурный персонал укрывался от бомб и артиллерийских снарядов под массивной аркой старотаможенного двора.

Ветераны АО «Черномортранснефть» помогли восстановить фамилии и даже имена некоторых из тех, кто 84 года назад совершил настоящий боевой подвиг. Директор нефтебазы Токарев, его заместитель Федор Харитонович Кириенко, рабочие Королев, Григорий Иванович Стародуб, Соловьев, Чалых, Лазарев. Бураченко, Елена Абрамовна Дергачева, начальник команды ВОХР Альхимович и многие другие сутками не уходили с рабочего места. Закончилась смена, и они начинали дежурить на объектах, чтобы в любой момент вступить в схватку с огнем, устранить повреждения, наладить работу механизмов, поврежденных вражескими бомбами и снарядами. Помогали им тушить горящие нефтехранилища судоремонтная рота, бойцы местной ПВО, портовые пожарные.

Но есть в нашей истории и подзабытая в новом веке страница битвы за нефть — как из Новороссийска снабжали нефтепродуктами осажденный Севастополь. Об этом сказано в мемуарах вице-адмирала, командира Новороссийской военно-морской базы Георгия Холостякова. Неожиданный и, главное, скрытный от немецкой авиации и артиллерии способ доставки предложил весной 1942-го командующий ЧФ Филипп Октябрьский — доставлять в обороняющийся город солярку и бензин на подводных лодках. Он приказал для грузовых рейсов Новороссийск — Севастополь выделить пять больших субмарин. Сначала на них везли боеприпасы и продовольствие. «А затем потребовалось перевозить и еще более опасный груз — бензин, — вспоминал Холостяков. — Он был необходим севастопольским «ястребкам», защищавшим город от начавшихся перед новым штурмом яростных бомбежек, да и автотранспорту. И доставить его с Большой земли практически могли только подводники… 5 июня мы отправили в Севастополь первые 40 тонн бензина на подлодках «Л-23» и «Л-24», взявших, кроме того, 85 тонн боеприпасов и 50 тонн продовольствия. И сразу начали спешно готовить к перевозке бензина еще несколько лодок».

1950 г. Сливщики

Знаменитый защитник и освободитель Новороссийска рассказал в мемуарах про рейс лодки «М-32», перевозившей в Севастополь авиабензин, пары которого чуть не погубили экипаж, и про взрывы на двух других субмаринах, которые, к счастью, не привели к гибели корабля и экипажа. Но без потерь не обошлось — погибли подлодки «Щ-214» и «С-32». Всего подводники доставили в обороняющийся Севастополь более 500 тонн бензина.

1946 г. Дергачева Е.А.

А налеты и артобстрелы становились все более частыми и разрушительными, особенно когда фашисты стали приближаться к Новороссийску. В результате постоянных атак и артобстрелов нефтебазу немцы все-таки разрушили, а в сентябре 42-го захватили. Последними родное предприятие вместе с отступающими советскими войсками покинули сливщики Кошелев и Елена Дергачева. Нефтебаза к тому времени уже не действовала, а поток горючего пошел в город из Туапсе, где оставалась в строю перевалочная нефтебаза.

 Некоторые исследователи истории битвы за нефть в годы Великой Отечественной также указывают, что фашисты хоть и захватили в нашем порту нефтяной причал, часть оборудования которого осталась исправной — насосы, наливная станция и несколько емкостей, воспользоваться ими для перевозки нефтепродуктов по морю не смогли, потому что вся Цемесская бухта простреливалась советской артиллерией.

Сандружина, 1-й парк. 1947 г.

На рабочее место работники нефтебазы вернулись в сентябре 1943-го, когда Новороссийск очистили от фашистов. В октябре того же года директор нефтебазы В.О. Федорович и главный инженер Д.Я. Зозуля провели ревизию оборудования, создавали первые ремонтные бригады, разыскивали оставшихся в живых мастеров, учили молодежь.

1947 г. 1-парк на параде

При планировании восстановительных процессов невозможно было даже представить полного объема работ, все корректировалось по ходу дела. Не было такого резервуара, который не имел бы свищей, пробоин и отметин, не найти было необходимых материалов и запасных частей. Однако наши люди совершили настоящий трудовой подвиг, вдохнув жизнь в груды металлолома. Вскоре два резервуара на втором парке и четыре на первом были готовы принять нефть. А в мае 1944 года была слита первая цистерна с дизельным топливом, поступившая с Крымской нефтебазы. Сливали ее 37 часов, но и это уже было успехом в тех тяжелейших условиях. В ноябре слили за 16 часов вторую цистерну — с маслом. В декабре слили четыре цистерны, а в 1945 году нефтебаза обработала уже 375 железнодорожных цистерн, из которых приняла 4500 тонн нефтепродуктов для снабжения народного хозяйства. Это была существенная помощь восстанавливающемуся городу и освобожденным от оккупации районам.