Яковлев дал четырехчасовой мастер-класс для студентов и более двух часов зрители наслаждались его игрой, рассчитанной на большие концерт–холлы. Звучали произведения Баха (его «Гольдберг-вариации» пианист исполнял без перерыва больше часа), Рахманинова, Чайковского. «Давайте обнимемся музыкой!» — предложил музыкант всем собравшимся.
Перед концертом музыкант дал эксклюзивное интервью «Новороссийскому рабочему».
— Александр Викторович, когда вы поняли, что музыка – это ваше все?
— Когда я был маленьким, то однажды увидел инструмент, подошел и начал играть.
— Как правило, дети часто бренчат на пианино просто так...
— Как позже заметили педагоги, к которым меня отвела бабушка, у меня были уже «поставлены руки». Причем, если у моей годовалой дочки такая же история, то ей хотя бы есть в кого стать пианисткой, а у нас в семье музыкантов не было. Мои родители – врачи. Я же еще до поступления в школу знал, что хочу связать свою жизнь с музыкой, стать концертирующим пианистом.
— Вы экстреном закончили школу. Как такое было возможно?
— Да, в 14 лет я практически всю школьную программу освоил. С пятого класса отдельно занимался с педагогами, чтобы сдать программу экстерном. Родители ничего не знали. Я куда-то уходил- приходил. Вообще удивительно, что в школе пошли мне навстречу. Такого эксперимента не было нигде, для меня создали специальную программу. Я-то понимал, что в моей музыкальной карьере химия и биология мне вряд ли пригодятся.
— И математика?
-Нет, математика как раз нужна. Все полифонические построения Баха – это чистая математика. Я сегодня буду играть «Гольдберг-вариации» Баха, там все делится на три, чтобы показать триединство: Отец, Сын, Святой Дух. То есть в произведении «считывается» не только математическая, но и духовная составляющая.
— Как много вы концертируете?
— С 2022 года я живу в Черногории. Очень много концертирую по Европе, наверное, больше, чем другие русские пианисты. Такой спрос на мои выступления доказывает, что культуру отменить нельзя. Она всегда была, есть и будет. Я с удовольствием играю за границей произведения Рахманинова, Чайковского, Шостаковича. Русские классики пользуются среди слушателей зарубежья большой популярностью. В этих произведениях прописан так называемый «русский код».
— В Германии вы играли Баха. Как слушатели воспринимали его в исполнении русского пианиста?
— Прекрасно воспринимали, хотя я волновался. Исполняя «Гольдберг-вариации» Баха переживал. Но овации не смолкали, и на следующий год я был снова приглашен с этой же программой. Концерт задержали по времени, потому что хитрые менеджеры умудрились продать на некоторые места по два билета. В ход пошли приставные стулья.
— Как вы относитесь к тому, что родители музыкальных детей настраивают их на обретение профессии, которая будет кормить? А музыка рассматривается лишь в качестве хобби?
— Это большая трагедия на самом деле, когда музыкант не находит себя. Я знаю многих выдающихся пианистов, которые в силу различных обстоятельств не могут выступать. В искусстве все очень тонко. Взять такой деликатный момент, когда речь заходит о гонораре. Стоит о нем подумать, и все, искусство в тебе начинает погибать. Хотя, вопреки всему этому, Петр Ильич Чайковский, например, был чудесный имеджмейкер и прекрасный менеджер. Талантливый музыкант должен еще думать, как ему пробиться через тернии к звездам. Такова жизнь.
— А вы сами? У вас есть менеджер?
— У меня есть опыт. В свое время я очень много организовывал различных фестивалей, концертов, изучал менеджмент, специально учился этому в Зальцбурге. У меня и супруга моими концертами занимается. Помимо этого, есть несколько менеджеров в странах, где я даю концерты: в Германии и Японии, но большую часть работы проделываем мы.
— Как состоялась ваша встреча с будущей женой?
— Она пианистка, занималась джазом. Мы встретились совершенно случайно на Площади Искусств в Питере. Она узнала меня как бывшего студента ростовской консерватории, где и сама училась. Я выяснил, что она может делать прекрасные видеофильмы, и пригласил ее работать со мной. А потом так получилось, что сердца соединились.
— Почему вы согласились дать концерт в нашем колледже?
— С колледжем у меня связаны самые теплые воспоминания, потому что я с детства, начиная с двенадцатилетнего возраста, приезжал сюда с моим профессором (Сергеем Осипенко,- прим.авт). Я, можно сказать, вырос на глазах педагогов новороссийского колледжа по классу фортепиано. Прекрасно помню этот зал, столько воспоминаний!









— Какой репертуар вы подобрали для выступления в Новороссийске?
— «Гольдберг-вариации» Баха. Это произведение мало кто играет из современных музыкантов. В Новороссийске оно мною исполняются впервые. В Москве его можно услышать примерно раз в пять лет. Исполнение рассчитано на один час 20 минут. Я его немного сократил – да простит меня великий классик!
— Сколько времени вы можете без отрыва провести за инструментом?
— Я не замечаю времени, как только погружаюсь в музыку, это другой мир, очень увлекательный. Могу играть, пока не остановят. Люся – дочка – может сидеть в ногах, играть в игрушки, может перебраться ко мне на колени, а я все буду музицировать.
— Александр Викторович, в разных странах слушатели предпочитают разные произведения?
-В разных странах любят прежде всего качественное исполнение. Люди всех стран хотят соединяться музыкой.
— Для вас важно быть любимцем публики?
— Конечно, важно. Без публики я не могу, что тут скрывать!
Несколько слов о самом концерте. Маленький зал колледжа, рассчитанный на студенческие концерты, был переполнен: приставные скамеечки и стулья выставили даже, за неимением места, даже на сцену. Ни одного студента за те часы, что шел концерт, я не увидела, погруженного в телефон или планшет. Гаджеты нужны были исключительно для того, чтобы заснять фото или видео выступления.
По окончании у людей был некий, я бы сказала, культурный шок.
-В таком маленьком зале небольшого нашего города этот талантливый музыкант играл с полной отдачей, как если бы находился в огромном концерт-холле! — поделилась впечатлением Оксана Анатольевна, чей сын занимается музыкой.
Для информации:
В десять лет Александр Яковлев солировал с Ростовским симфоническим оркестром, в восемнадцать получил свою первую именную стипендию от Мстислава Ростроповича, пишет «Википедия».
Александр — выпускник Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова и аспирантуры по классу фортепиано у профессора Сергея Осипенко. Также занимался композицией в классе профессора Леонида Клиничева. По окончании консерватории учился в зальцбургском «Mozarteum» у профессора Алексея Любимова и в Берлинском университете искусств у профессора Паскаля Девуайона.
Александр Яковлев — Лауреат более шестидесяти международных конкурсов и престижных музыкальных наград. В 2013 году удостоен золотой медали президента Итальянской республики за заслуги в области культуры и искусства.
Александр Яковлев является приглашённым профессором учебных заведений в Цинциннати (США), Такамацу (Япония), Бенаске (Испания), артистическим директором летней академии и фестиваля «Beyond the piano» в Бенаске. Является основателем и директором летней академии и фестиваля «Grand Piano in Palace» в Санкт-Петербурге.
Принимал участие в фестивалях «Великие мастера Сарагосы» в Испании, Mayfest в Шотландии, «Лики современного пианизма» в Санкт-Петербурге, фестиваль Бетховена в Бонне, удостоен приза лучшего исполнителя фестиваля «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге.
Александр Яковлев выступал в таких залах, как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Виктория-холл в Женеве, Laeiszhalle в Гамбурге, Alte Oper во Франкфурте-на-Майне, в Берлинской филармонии, в Берлинской Комической опере, Большом зале Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, Дворце искусств королевы Софии в Валенсии и многих-многих других.
Заведующая фортепианным отделением Новороссийского музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича Ирина Лыгач благодарна Александру Яковлеву и за концерт, и за мастер-класс для студентов.
— В его репертуаре более 27 концертов для фортепиано с оркестром, 20 сольных программ, в том числе, собственных обработок и переложений для рояля различной оперной и симфонической музыки. Знакомы мы с Александром очень давно, с тех самых пор, когда он впервые выступил в городском театре Новороссийска в рамках первых концертов проекта «Пятый сезон». Тогда мы пригласили его с сольной программой в наш колледж и он не отказался, а потом стал выступать у нас по два раза в учебном году и обыгрывать свои сольные программы перед зарубежными поездками, проводить мастер-классы со студентами.
Сейчас Александр Яковлев не только одарённый пианист, виртуозно владеющий инструментом, но и мыслитель-философ, выстраивающий глубокие концепции каждого исполняемого произведения. Он рассказывает о собственном видении и восприятии музыки, — поделилась с «Новороссийским рабочим» Ирина Алексеевна.





Фоторепортаж Анатолия Позднякова.