Не думай о страховке свысока
За минувший год городская комиссия по расследованию несчастных случаев на производстве расследовала 59 ЧП. В четырех случаях погибли люди.
Статистка за последнее десятилетие говорит, что в целом травматизм и смертность на производстве снижаются. Но в 2024-м году, увы, они выросли.
Вместе с Ириной Полшковой, членом комиссии и начальником отдела трудовых отношений и охраны труда Центра занятости населения Новороссийска, мы проанализировали ситуацию за прошедший год и чем завершились расследования.
Больше всего случаев травматизма в 2024 году произошло на предприятиях транспорта, на втором месте – строительная отрасль, на третьем – промышленность, вытеснившая предприятия ЖКХ, которые в 2023 году были на третьем месте.
Из 59 случаев 14 – это падения с высоты. На втором месте (10 случаев) падение с поверхности одного уровня, то есть с высоты собственного тела. Напомню, что падение с высоты 1,8 метра уже может привести к серьезным травмам и даже смерти человека. Ну и третье занимает травматизм на транспорте – смерть в рабочее время в ДТП, при переходе автодороги, во время управления транспортом и тому подобное.
Такая проблемная отрасль, как строительство, дала в 2024 году один смертельный случай, один – тяжелого травматизма и 4 легкие травмы.
Вспомним самые шокирующие смерти.
21 января в одной из строительных организаций монтажник разбирал подмостки в резервуарном парке. 40-летний мужчина был опытным работником, трудился в положенной экипировке и со страховочной стропой. Оставалось демонтировать одну секцию, когда он почему-то отстегнул страховку, оступился и сорвался с высоты 20 метров.
Расследование было скрупулезным. Все говорило о том, что опытный монтажник просто расслабился и допустил оплошность, стоившую ему жизни. Виновным признан и прораб, который контролировал процесс демонтажа, говорит Ирина Полшкова.
Второй инцидент произошел в апреле 2024 года. Как говорит моя собеседница, комиссии пришлось по крупицам восстанавливать детали случившегося, поскольку свидетелей произошедшему не было.
44-летний слесарь-ремонтник проводил сварочные работы на судне, накладывая металлические латки на корпус. Через время мужчину нашли мертвым на верхней палубе. Он упал с высоты 2,7 метра. Казалось бы, не такая большая высота, однако характер травм доказывал, что было в этом что-то еще. Свидетелей происшествия не оказалось. Комиссия пришла к выводу, что мужчина нес металлическую латку весом 30-50 килограммов, потерял равновесие и упал с верхнего яруса палубы. Заготовка, вероятно, упала на него.
– Вину погибшего установить не смогли. Ответственными признаны лица, которые должны были организовать работу должным образом, – комментирует Ирина Владимировна. – Поэтому погиб нестарый мужчина, которому жить да жить.
Нанюхался газа
А этот случай смерти на производстве остался загадочным. 23-летнего обработчика виноматериалов в одной из виноделен Новороссийска нашли мертвым над люком емкости акратофора – аппарата для получения игристого. Члены комиссии по расследованию несчастных случаев, изучая разные версии, не могли понять, отчего умер молодой парень, но признаков насильственной смерти не обнаружено.
– Дело было направлено в судебную медицинскую экспертизу, – рассказывает Ирина Полшкова. – Эксперт сделал шокирующее заключение – смерть наступила в результате отравления сероводородом. Мы стали выяснять, использует ли это предприятие сероводород в технологической цепочке производства. Оказалось, что нет. Кроме того, емкость в момент смерти работника была пустой, промытой водой. А до ЧП был сделан анализ газовой среды, все показатели, по бумагам, в норме. Но комиссия эту смерть связала с производством.
Семья получила все причитающиеся в связи с подобной смертью выплаты. А предприятие заказало проведение экспертизы, которая поможет все же найти разгадку – как молодой человек умер от отравления сероводородом?
Виновата ступенька?
Еще один случай, когда человек погиб на работе. В феврале 2024 года 38-летнего матроса нашли на палубе судна, стоящего на рейде в Туапсе. Предположительно, матрос упал с небольшой высоты, палуба имела ступеньку. У новороссийца оказались перелом свода и основания черепа, ушиб головного мозга. Через неделю пострадавший скончался в реанимации.
Анализы показали, что в его крови было 1,7 промилле спирта. Однако травму посчитали связанной с производством.
Как показывает жизнь, именно падение с высоты в лидерах причин травматизма. Вот показательный свежий случай. 23-летний бетонщик менял телескопические стойки для крепления опалубки на 6-м этаже строящегося здания. Рядом был открытый технический люк, который работник решил закрыть, но споткнулся и упал в проем. В результате – травма позвоночника, компрессионный перелом. Но, слава Богу, парень жив, правда, три месяца был на больничном.
А вот еще один случай падения. 61-летний работник зацепился за стропную петлю и упал с биг-бэга, уложенного на прицеп автомобиля с высоты двух метров, получив травмы позвоночника. Виновными признаны руководители, не организовавшие должным образом технологический процесс.
Дроны достали
Все помнят атаку БПЛА 17 мая. Впервые в Новороссийске от дроновой атаки пострадали люди, которые в этот момент находились на работе – составитель поездов и два машиниста. Составитель получил самые тяжелые травмы – минно-взрывные повреждения костей голени со смещением, двум другим осколками посекло конечности.
– Эти случаи были признаны травматизмом на производстве, рабочие получили положенные выплаты, – говорит Ирина Полшкова.
Уснул, очнулся, гипс
Завершила Ирина Владимировна свой рассказ свежим случаем. Обстоятельства тоже более чем загадочные.
Водитель грузовика вел свой автомобиль на одно портовское предприятие, но вдруг отклонился от маршрута, а потом его машина исчезла из навигационной системы Глонасс. Эта информация пришла работодателю. Просьбу о поиске передали другим водителям, которые ехали по тому же маршруту. Большегруз нашли в районе Кабардинки. Водителя обнаружили в бессознательном состоянии… в спальнике. Мужчина был избит, травмы черепа и головного мозга оказались тяжелыми.
– Что-то произошло во время рейса. Что – водитель не помнит, у него потеря памяти, – рассказывает Ирина Владимировна. – Случай признали связанным с производством. Водитель до сих пор на больничном, сейчас реабилитируется в санатории Анапы.
Комиссия по расследованию несчастных случаев на производстве призвана делать важное дело – расследовать каждое происшествие, помогать пострадавшим и их семьям вовремя получать положенные помощь и выплаты. А также указывать на виновного в травматизме или смерти и обязывать устранять нарушения. Уникальный орган защиты людей до сих пор делает эту важную работу.