У нас тут красота
Сердюкова приехала с семьей в Абрау-Дюрсо в 1980 году по понятным и сегодня основаниям. Отец мужа сказал: «Приезжайте, у нас такая красота! И море!»
– Но тогда еще у нас такой красоты-то, как сейчас здесь, и не было! – замечает Роза Николаевна спустя 44 года.
По профессии маляр, она поселилась в Больших Хуторах и пошла работать на винзавод, хотя хотела все-таки попасть в стройбригаду. Пришла 2 сентября, когда в цехе началось «виноделие», как она говорит, то есть пошел виноград нового урожая. Рабочих рук начальнику цеха виноматериалов Андрею Врежевичу Кобояну не хватало. Маленькая тихая женщина, ответственная и выносливая, пришлась очень кстати.
Тяжелой работы в цехе многие не выдерживали.
– А я молодая была, тяжести особой не замечала. Это сейчас многое автоматизировали, а тогда шланги тяжелые таскали, прикручивали их проволокой, чтобы не сорвало, – плоскогубцы всегда в кармане были, и многое еще чего вручную делали.
От работников цеха виноматериалов очень многое зависело, объясняет Роза Николаевна: «Мы на начальном этапе: много надо работать, чтобы чистое вино отправить на шампанизацию». Производственная история винзавода проходила в буквальном смысле через руки Розы Николаевны. Красное крепленое вино делали, потом «Непрановку» (так в непростые времена, конец 1995 – начало 1996 года, в честь винодела Георгия Федоровича Непранова стали называть игристое, произведенное резервуарным способом, — прим. ред.), спирт перегоняли. Одно время на заводе не было денег на выплату зарплаты, и ее выдавали шампанским – один-два ящика в руки. Весь завод с «получкой» выходил на «пятак» продавать бутылки.
Но хорошее вспоминается охотнее. Вот, в советское время, когда «виноделие» заканчивалось, всем коллективом ехали на базу отдыха отмечать конец уборки. За хорошую работу давали премии, а сколькими грамотами ее наградили – и не упомнить.
Дети и работа – все рядом
У семейства Сердюковых было уже три дочки, и съемное жилье стало тесновато. Тогда Роза пошла работать на виноградники Абрау-Дюрсо – предприятие давало виноградарям квартиры. Там освоила все этапы работы с лозой: от подрезки и подвязки до уборки. Но никогда не была в рекордсменах, говорит, так хотелось сделать все хорошо, что со своей тягой к безупречности и аккуратности всегда оставалась позади ушедших вдаль по рядкам коллег.
Квартиру получили через 1,5 года, в небольшом доме на четыре семьи в Больших Хуторах. Она и сейчас с семьей там живет. Три дочери ходили в один детский садик, школу окончили в Абрау-Дюрсо, и все сейчас работают на заводе.
Пришел сюда и средний внук, трудится в цехе виноматериалов. Кстати, глава семейства, Юрий Сердюков, тоже всю жизнь, до пенсии, проработал на заводе – сначала трактористом, потом электриком.
Поработала она и дегоржером. Пять лет была той самой рабочей элитой винзавода, к которой было особое отношение, и заработки, кстати, у этих специалистов были больше. Научилась работать виртуозно, после вскрытия бутылки выливалось всего несколько капель ее содержимого, только осадок. Роза Николаевна закатывает рукав, показывает отметину, которая есть практически у каждого дегоржера. Работа эта сопряжена с опасностью, бутылка может взорваться прямо в руках, и тогда вот – шрам на всю жизнь.
Работала и в цеху отделки бутылок, а последние годы она – обработчик виноматериалов и вина на участке столовых виноматериалов.
Азарт рыбачки
А еще Розу Николаевну все на озере Абрау знают как заядлую рыбачку. Ловит на удочку, с берега. Лучшее место, говорит, там, где новая гостиница Abrau Light Resort&SPA. Лучшая наживка – вареная кукуруза.
Рыба в озере была всегда, и сейчас есть. Однажды она поймала на удочку сазана килограммов семь! А он ее как потянет в воду! Она и поплыла за ним – и рыбу упустить было жалко, и удочку потерять. Зять ее потом ругал за этот поступок. А тогда поплыл на лодке, нашел на поверхности удочку, которую сазан водил за собой, притащил улов к берегу, а взять не смог!
– Не так надо было вываживать, – переживает ту потерю Роза Николаевна.
Сейчас на озере много рыбаков, поэтому они с мужем предпочитают уезжать на рыбалку на каналы, в соседний район. Пока погода держится, там карасиков можно наловить вкуснейших.
Готова отдать свою кровь
До Нового года у Розы Николаевны в семье пройдут два важных события – свадьба внука Ильи и свадьба внука Виктора. На столе обязательно будет ее любимый брют, другого игристого она не признает.
И обязательно за каждым праздничным столом поднимут тост за Сергея. Это еще один внук Сердюковых, который сейчас находится на СВО. Бабушка очень переживает. Ожидали его в отпуск в октябре, но что-то не сложилось. Был в июле, а недавно стало известно, что после той побывки жена Сергея беременна. Дай Бог, приедет в январе.
– Молюсь за него. Пошла бы сама, хочу хоть чем-то помочь нашим, но даже кровь у меня не берут из-за возраста, а я ведь Почетный донор…
Но бабушка готовит внуку сюрприз. На деньги выданного ветеранам сертификата она исполнила свою давнюю мечту: купила хрустальную люстру! Две хрустальные люстры, денег хватило. Закончит ремонт в квартире и повесит.
Спасибо, ветераны
Сегодня в ЗАО «Абрау-Дюрсо» работает 12 человек, стаж которых перевалил за 40 и даже за 50 лет.
Грамоты и сертификаты некоторым из них уже вручила исполнительный директор завода игристых вин Юлия Пархоменко. У остальных вручение премии впереди.
– Спасибо, что на протяжении долгих лет были рядом, именно такие люди – опора и цвет «Абрау-Дюрсо», где почитаются исторические традиции и ценятся трудовые династии, – сказала на церемонии вручения, обратившись к собравшимся, Юлия Викторовна.