Спасение – под землей?
По данным геолога, члена экосовета Новороссийска Галины Жмыховой, нельзя забывать о местных источниках воды. Галина Валериевна поделилась с нами некоторыми интересными фактами:
1. В городе и пригородах около 30 тысяч чел не имеют централизованного водоснабжения. У них собственные скважины. Исходя из нормы потребления, водные недра Новороссийска сегодня способны отдавать 6 тыс. м3 в сутки.
2. По данным Кубанского бассейнового водохозяйственного управления за 1997 г., предприятия в Новороссийске расходовали подземный водозабор порядка по 20,0 тыс.м3. в сутки. Скорее всего, за почти 30 лет эта цифра только выросла.
3. В настоящее время в нашем муниципалитете у предприятий города и частных предпринимателей около 160 лицензий на добычу подземных вод и часть из них – на поиск и оценку запасов.
4. ООО «Абрау Дюрсо» осуществляет добычу подземных вод Большехуторского месторождения, этой водой снабжается винзавод и поселок Абрау-Дюрсо.
5. В III квартале 2024 года должны были поставить на государственный баланс запасы подземных вод в количестве 10 тыс. м3 в сутки в хуторе Дюрсо. Кто будет получать лицензию на добычу подземных вод этих месторождений – не известно.
6. Данные о водоснабжении города, с учетом утверждения предложенного Генерального плана Новороссийска, засекречены. С точки зрения законодательства – это правильно. С точки зрения существенной нехватки воды в городе и постоянного роста населения – это тревожно.
— Этим летом мною и коллегами по экосовету вместе с заместителем директора
по общим вопросам «Водоканала» Натальей Мальцевой были обследованы каптажи (оборудование естественного места выхода подземных вод на поверхность земли с целью использования их для небольших объектов водоснабжения – прим. ред.) наших сельских поселений. Мы осмотрели действующие станции в селах Глебовское, Борисовка, Васильевка, станице Раевская. Их никак нельзя сбрасывать со счетов и надеяться только на Троицкий групповой водопровод. При этом надо учитывать, что в летнее время дебит (дебит — это объём воды, который скважина может выдавать в единицу времени – прим. ред.) однозначно уменьшается.
По словам Галины Жмыховой, нужно составлять план мероприятий и предложений, изыскивать возможность бюджетного финансирования и проводить гидрогеологические изыскания. Строительство домов рядом с водосборными сооружениями, как это произошло в Глебовском, никак нельзя допускать. Воду из собственных источников надо беречь.
Только опреснение!
Вода из подземных источников, из скважин – не является питьевой, считают в Новороссийском колледже строительства и экономики. По мнению заведующей отделением жилищно-коммунального комплекса Олеси Глуменко, своих больших источников в городе нет. Неберджай и Пенайская щель полностью зависят от осадков. Скважины, которые люди делают себе сами – очень жесткая вода.
— У нас же скальная порода, карбонатно–кальциевые отложения, фильтры от такой воды забиваются очень быстро. И в принципе, этих водоносных пластов недостаточно. Это все исследовано вдоль и поперек, еще со времен Валентина Геннадьевича (Хлюстенко, много лет возглавлявший городской водоканал – прим. ред.) – нет у нас своих источников. Сегодня остается заказывать дополнительную производительную мощность у Троицкого группового водопровода, либо ставить опреснительные заводы.
Легендарный Валентин Геннадьевич Хлюстенко, который внес колоссальный вклад в водоснабжение Новороссийска – выпускник техникума 1963 года. Набравшись опыта в далеком Казахстане, куда поехал работать по распределению, он вернулся в родной город и с 1986 до 2017 года работал на благо новороссийцев, делая все, чтобы вода из крана текла стабильно.
— Неберджайское водохранилище при нем строили, но оно маленькое и достаточно быстро опустошается, его не хватает на весь город. Мы всегда упираемся в одни и те же проблемы — изношенные трубы и практически отсутствие своих источников, которые зависят от дождей. Шесхарис питается Пенайской щелью, центр города, в том числе и наш колледж – Неберджаевским водохранилищем. В основном, весь город подключен к Троицкому групповому водопроводу.
— Какой выход видят студенты и преподаватели колледжа?
— Мы видим только один выход. Подобная ситуация была в Дубае. Там построили опреснительные станции. У нас есть море, есть вода. Надо только поставить опреснительные установки. Раза три студенты писали научные работы, предлагали их ввести в проект развития города – поставить опреснительные станции, но это очень большие затраты. Все говорят, что идея хорошая, но дальше движения никакого.
— Тариф сильно повысится на опресненную воду?
— Не знаю. Настолько глубоко мы все не просчитывали.
— Олеся Викторовна, много выпускников вашего колледжа по этой специальности устраиваются на работу в «Водоканал»?
— Наши выпускники этой специальности востребованы в Новороссийске. Они-то устраиваются, но, отработав несколько лет, уходят. Работа тяжелая.