Об этом говорится  в ряде статей  кандидата  исторических наук, научного  сотрудника  Новороссийского исторического  музея-заповедника Тамары Юриной, адресованных  научному сообществу. Выдержки из них предлагаем вниманию читателей газеты.

Можно считать наиболее дерзкой

«Новороссийское противостояние завершилось в ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции.

Кровопролитные бои в оккупированной части города продолжались с 10 по 16 сентября, начавшись с дерзкой высадки в порт. В современном коллективном труде – 12-томнике «Великая Отечественная война» есть строки о том, что «по замыслу и сложности выполнения наиболее дерзкой десантной операцией», проведенной силами 18-й армии, Новороссийской военно-морской базы, 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, «по праву можно считать Новороссийскую операцию» сентября 1943 г. <…>

Успех операции обеспечивался продуманным планом комбинированного удара трех родов войск одновременно с трех сторон, что было предопределено географическим положением Новороссийска и особенностями сложившейся обстановки.

И все-таки, в ходе этой операции слишком велики были потери не только рядового, но и командного состава, что свидетельствует, с одной стороны, о беззаветной самоотверженности участников штурма и невероятной сложности выполнения поставленной задачи, а с другой стороны, говорит об известной доле авантюризма, присущей значительной части советского командования на протяжении войны, независимо от ее периода.

В то же время некоторые обстоятельства осуществления операции представляют определенный интерес в качестве вклада в развитие военного искусства: к примеру, торпедная атака береговых укреплений, использование при десантировании большого количества только малых судов, опыт преодоления боносетевых заграждений.

Эти и некоторые другие элементы новизны в военном деле дополняют хорошо известный факт первого в истории военных действий на море применения ракетного оружия, установка которого была произведена на одном из кораблей, прикрывавшем высадку десанта Куникова в феврале 1943 г. накануне образования Малой земли».

Превратили в крепость

«Построенная нацистскими войсками за год «Голубая линия», для возведения которой использовался труд тысяч подневольных жителей, превратила захваченную часть Новороссийска в самый укрепленный участок линии фронта.

Подступы к городу со стороны горы Сахарная Голова, перевалов Неберджаевский и Маркотх и мысхакского плацдарма прикрывались пятью траншеями и проволочными заграждениями в семь рядов кольев.

В восточную часть города, к Мефодиевке, можно было проникнуть только через узкий проход шириной около километра, превращенный в сплошную сеть траншей и оборонительных сооружений, которых было больше пятисот.

Единственные входные ворота в Новороссийский порт, шириной всего 80 м, были минированы, закрыты боно-тросовыми заграждениями и пристреляны орудиями нескольких десятков артиллерийских и минометных батарей. Полоса препятствий высадочным средствам состояла из заостренных железных и деревянных свай и ежей, установленных сплошной линией в 20-50 метрах от уреза воды.

По десанту, идущему с моря, враг мог сосредоточить одновременно огонь 100 орудий. Подходы к берегу со стороны моря, кроме артиллерии, минометов и пулеметов, прикрывались минными заграждениями, на побережье были созданы минные поля, специальные рвы, надолбы, проволочные заграждения и другие препятствия.

17-й армией вермахта командовал генерал инженерных войск Енике – крупнейший специалист по строительству оборонительных сооружений. До нападения на Советский Союз он занимал должность начальника штаба крепостного строительства. Неслучайно Новороссийск считался неприступной крепостью».

По канонам военной науки

«Успешный прорыв такой мощной обороны зависел от тщательной и всесторонней подготовки операции.

Особую роль в подготовке операции сыграла советская авиаразведка. Составленные по ее данным 150 фотосхем позволили изготовить специальные топографические карты, оказавшие существенную помощь сухопутным войскам. Начиная с мая, в тыл врага засылались специальные поисковые группы для вскрытия системы заграждений в глубине «Голубой линии». Неоценимую помощь при этом оказали партизанские отряды, которыми командовал секретарь новороссийского горкома партии П.И. Васев. <…>

Особое внимание в ходе подготовки уделялось дезинформации противника, сохранению скрытности операции.

Всякая переписка, связанная с подготовкой операции, была категорически запрещена, телефонные переговоры не допускались, документация велась только от руки. Исполнители знакомились лишь с тем, что касалось непосредственно их.

Штабом Северо-Кавказского фронта была издана специальная ложная директива о подготовке очередной операции в Южную Озерейку. С целью дезинформации велась постоянная разведка побережья в этом районе. <…> В неменьшей степени противник был дезориентирован благодаря частным операциям 56-й и 9-й армий, приковывавшим его внимание к центральному и северному участкам «Голубой линии».

Кому «небесные ласточки», кому – «ночные ведьмы»

«В новороссийско-Таманской наступательной операции огромную роль сыграла советская авиация.

В период базирования на аэродромах Геленджика летчики освоили и блестяще применили наступательные приемы борьбы – вытеснение авиации противника с поля боя, блокирование вражеских аэродромов, ведение воздушных боев преимущественно над неприятельской территорией, разрушение переправ. Этому способствовало полное взаимодействие авиаторов с наземными армейскими частями и морским десантом.

Неслучайно после завершения штурма Новороссийска на аэродром Геленджика прибыла делегация моряков Черноморского флота. В знак особой благодарности с помощью трафарета моряки нанесли на каждый самолет военно-морскую эмблему в виде якоря и спасательного круга – как напоминание о боевом содружестве авиации и флота.

Шесть ночей подряд (10-16 сентября) на штурм Новороссийска летали «небесные ласточки», они же «ночные ведьмы» 46-го гвардейского авиаполка. Они сбросили на зенитные точки врага и его береговые укрепления тысячи килограммов бомб. Полеты над Цемесской бухтой требовали большого искусства, отваги и выдержки. Воздушные течения часто менялись. Приходилось все время менять высоту полета. Все 8 экипажей полка действовали безупречно, делая по 7-8 вылетов за ночь, а в ночь на 15 сентября – по 8-10 вылетов, пока не израсходовали весь заготовленный  запас бомб.

11 из 16 этих летчиц и штурманш впоследствии были представлены к званию Героев Советского Союза».

РАСКЛАД СИЛ
К началу Новороссийской операции (09.09. 1943) в 18 армии начитывалось 42500 бойцов, около 600 орудий всех калибров, 660 минометов калибром 82-120 мм, 48 танков. Противник в полосе армии имел 43700 человек, около 400 орудий всех калибров, 660 минометов калибром 81 мм и выше, 20 танков. Для высадки десанта привлекались 81 катер, 31 десантный бот, 28 моторных и гребных барказов. Из этих сил были сформированы 3 десантно-высадочных отряда общей численностью 6480 бойцов и офицеров, из них более 4 тысяч морских пехотинцев. На вооружении десантников находилось 41 орудие, 147 минометов, 53 станковых пулемета. С воздуха операцию поддерживали 58 истребителей, 36 штурмовиков, 54 бомбардировщика.   

Сведения взяты из открытых источников.

Подготовил Владимир Бурлаков