Что вы испытываете, когда видите нищего? Брезгливость? Неудобство? Страх, что сами можете оказаться в нищете? Что заставляет выходить к людям с протянутой рукой? С одной бабушкой, просящей у новороссийского храма, поговорил корреспондент «НР». Возможно, ее рассказ позволит вам иначе взглянуть на этих людей.

          Не было денег на хлеб

Нине Ивановне Приходько (фамилия, имя и отчество изменены – прим.ред.)  73 года. Она одинокая, не выходила замуж, не имеет детей и внуков. Ее пенсия — 14 тысяч рублей. Проживет в «однушке». Коммунальные платежи в иной месяц тянут на половину пенсии. Пойти просить милостыню у храма ее заставили жизненные обстоятельства.

— Мне было уже так тяжело выживать на эту пенсию, что я на Пасху пошла к храму. Это был 2012 год. Стыдно мне не было, я дошла до того, что не было денег купить хлеб. Люди всегда подавали не очень охотно, а последние несколько лет чувствуется, что сильно обеднели. И подают в основном по 2 рубля. Но находятся такие, кто кладет в шапку и 50, и 10 копеек. А эти деньги не в ходу. За 10 копеек они рассчитывают в рай въехать?!

 Если тебе положили 50 рублей – это большая удача. А сотка – это сродни подарка Господа. Однажды мне в шапку положил сотенную бумажку знакомый, Анатолий, он семечками на рынке торгует. Так те, кто стоял рядом со мной перед воротами храма, чуть не избили меня. Мне пришлось их убеждать, что мужчина — мой знакомый.

Фото: Анатолий Поздняков

              Они там все миллионеры!

-Большинство людей уверены, что мы уходим домой с миллионами. На самом деле, за 4-5 часов стояния можно собрать от силы рублей 300. И то, иной раз наслушаешься такого, что не хочется этих денег. Некоторые люди проходят мимо и рассуждают вслух, но чтобы ты услышал: «Да ты что, они там все миллионеры!»

 Пожертвование – это богоугодная вещь, так дающий нищему просит принимающего милостыню помолится о его душе,- объясняет Нина Ивановна. – Пожертвованиями грешники откупаются от грядущих несчастий. Я всегда говорю: спешите делать добро! Помоги просящему, и тебе воздастся.

Нина Ивановна — человек, не обремененный вредными привычками. Пьяниц, просящих перед воротами храма на опохмел, она осуждает.

— Новороссийцы охотно подают алкоголикам. Мол, им нужно опохмелиться. А это очень плохо, с такими подачками пьющий человек погружается в более тяжкое пьянство. Пьяницы перед воротами храма ведут себя безобразно – матерятся, пристают к людям, кидаются на других просящих. Однажды алкоголик, заметивший, что мне хорошо подали, увязался за мной. Вероятно, хотел отнять у меня заработанное. Я спаслась в булочной. 

Фото Максима Сергеева

           Люди разных судеб

— Когда ты погружаешься в людские судьбы, то понимаешь, сколько вокруг тебя несчастных людей. На Крещение к нам прибился мужчина лет 37. Про себя он говорил, что бомж поневоле. У него была двухкомнатная квартира. Его сосед вышел из тюрьмы и превратил его жизнь в ад: залезал в квартиру с помощью отмычек, устроил в ней притон, все перебил. И невозможно было от него отделаться. Притащил в квартиру бомжей, случилась драка, поножовщина, квартиру опечатали. Парень вынужден был идти к храму. Все, что он собирал,- пропивал. «С моей жизнью быть трезвым невозможно», — говорил он мне. А потом пропал.

-Очень неприятные личности – это… не хочу называть национальность, — продолжает моя собеседница. — Одна семья переехала в Новороссийск издалека, в Алексино они снимают квартиру, а стоят у нашего храма. От них сплошной мат и беспорядок. Мать просит с маленьким ребенком на руках. А сама разодета в марочную одежду, гораздо богаче местных. И приехали они на иномарке, которую ставят неподалёку от храма.

Другая семейная пара приехала в Новороссийск из бывшей советской республики. Женщина худенькая и плохо одетая. Когда им подавали, женщина начинала плакать и трястись. Я ее от души пожалела, сдуру пустила к себе на квартиру пожить бесплатно, пока не обоснуются в Новороссийске, не накопят деньги на жилье. Так они меня обворовали!

      Главное – не просить в голос

— Однажды я просила милостыню у кладбища на Кабахахе. Если честно, я очень боюсь кладбищ. Но решила постоять там, в надежде собрать побольше в Родительские дни. В этом году на кладбище подавали очень слабо. Люди шли поминать своих умерших родственников даже без куличей. Кто конфетку мне сунет, кто печенюшку положит в шапку. А одна женщина подала мне два рубля и потребовала, чтобы я помолилась за десятерых ее умерших родственников. Мне нужно было произнести «Царствие небесное рабу Божиему такому–то» и отбить поклон. И так десять раз подряд. И женщина не ушла, пока я не сделала так. Я чуть не упала в обморок. Мне было очень тяжело отбивать поклоны, учитывая два моих инсульта и диабет.

Но среди подающих бывают очень даже хорошие люди. Однажды ко мне подошла молодая женщина и радостно произнесла, будто я ее родственница: «Я вам обед принесла!». Достает лоток с обедом. Мне было так приятно. Она меня спасла. Иногда у меня так падает сахар в крови, что мне нужно срочно что-то съесть. 

 Однажды случилось такое у входа на кладбище. Упал сахар, я стала терять сознание, а, как назло, ничего не подавали. Обычно я сижу молча, а тут стала просить в голос о помощи. Нехорошо. Если ты просишь в голос, тебя считают попрошайкой и относятся к тебе с презрением.

Фото Светланы Добрицкой.

       Странные люди идут на кладбище

-Вообще, я не люблю стоять у кладбищ. Там встречаются очень странные люди. К примеру, однажды женщина сунула мне в руки свернутый пакет.  В нем оказались огрызки кулича и пластиковая грязная посуда. Вот зачем она мне это подала? Другая женщина проходила мимо, кинула мне на колени шаль и дальше пошла. А еще одна бросила под ноги пучок сухой травы. Я считаю, что тем самым они совершали какие-то обряды. Это неправильно, это грех!

Мне очень нравится стоять у центрального нашего храма на улице Видова. Там очень хороший коллектив. Сотрудники храма иногда выносят выпечку, угощают всех просящих. Все вежливы, относятся друг к другу вежливо. Даже бомжи там какие-то культурные.

Я спросила у Нины Ивановны, а, может, стоит вообще разогнать всех просящих от храма?

— Запретить просить нельзя. Православная вера этого не позволит. Подаяние – это очень важный процесс. Он напоминает людям, о том, что ты сегодня молод и здоров, а завтра можешь заболеть и стать бедным. Подавая и испытывая сочувствие к просящему, человек «откупается» от беды, которая может постучаться и в его дом. И потом, к воротам храма приходят разные люди. Я не слыхала, чтобы у ворот храмов сидели с протянутой рукой люди, которые содержат бандитов. Больше всего среди них те, кому очень худо. С нами стояла одна бабушка, она еле доползала до храма на своих больных ногах. Ее пенсия были минимальная, но она не хотела, чтобы ее содержали родные.

Да, не все рассказывают о себе правду. Это их право. Но многие вынуждены просить милостыню, потому что им просто никто не помогает. И они остались в этом мире совсем одни.