Выставка называется «Бата —  юго-западный форпост Боспорского царства».  Гидом для журналиста «НР» на ней стал заведующий археологическим отделом музея Александр Шишлов.

Выставка разделена на две части. На одной витрине находки, сделанные на раскопках поселения, на другой – находки из некрополя, где хоронили местных жителей. Мы разделили мир живых и мир мертвых, отметил Александр Шишлов. Артефакты этих двух частей отличаются друг от друга.

Одной из самых замечательных находок из мира живых считается так называемый «сервиз», представленный на выставке. Это посуда необыкновенная, явно не ежедневного пользования, находилась в отдельной хозяйственной яме. Она состояла из большого лутерия (таза) с тремя ручками. На нем были лепные знаки в виде лошадок. В лутерии стоял горшок. В горшке помещались курильницы – чашечки на ножках. Скорее всего, это ритуальная утварь, которой владела какая-то жрица или ведьма. Можно предположить, что «сервиз» связан с каким-то местным не олимпийским культом. В Батах явно присутствует след жителей Прикубанья, меотов.  Эти переселенцы пришли на эту благодатную землю, где кипела жизнь.

Интересная находка – меотские плитки. При раскопках Горгиппии ни одной подобной не найдено. Можно предположить, что в соседний  античный город этих варваров не пускали. На некоторых плитках есть отверстия. Возможно, их использовали как грузики для веретен в ткацком деле или для рыбацких сетей.  Есть плитки без отверстий. Для чего они? Может быть, это какие-то подставки? На всех плитках различные знаки, например, кресты, отпечатки пальцев. Некоторые адыгейские ученые считают, что знаки — зачатки письменности.

О назначении меотских каменных плиток, найденных в древней Бате, ученые только догадываются.

Греки же в основном писать умели. Подтверждение этому множество керамических черепков на выставке — с дипинти, надписями красной краской, и граффити, процарапанными надписями. Но и среди греков встречались неграмотные. Такие люди просто рисовали свои знаки – тут какой-то «тараканчик», якорь, решетка.

Несомненные признаки античной культуры – протома (одностороннее  изображение) богини Деметры, голубь – спутник богини Афродиты. Статуэтка женщины, закутанной в плащ-гимантий, с собачкой, возможно, означает сцену прощания и связана с погребальным культом. Фотография бронзовой статуэтки Понтийского царя Митридата VI Евпатора в образе Геракла – тоже экспонат новой выставки. Сама же статуэтка находится в другом здании музея на стационарной выставке «Историческое золото и серебро».  Митридата после смерти признали богом, и ему поклонялись.

На выставке представлена посуда, которая попала сюда из разных мест древнего мира. Ее, как и другие грузы, привозили из Колхиды, Средиземноморья, Египта, Малой Азии. В первом веке было налажено производство стеклянной посуды. Ею полностью накрывались столы. Она тоже была привозной – малоазиатской, римской. Выдувная стеклянная посуда стоила дешевле керамической, потому что была менее трудоемкой.

О том, где мог быть античный порт, можно узнать по ссылке.