«Здесь — в цехе, устланном толстым слоем черного песка, среди гула станков и запаха литейки рождается образ светила русской словесности. В механозаготовительном производстве судоремонтного завода без перекуров идет работа над памятником Александру Сергеевичу Пушкину, который будет установлен на парковой магистрали у фонтана.

Таинство началось в среду вечером — непредсказуемый, необъяснимый процесс отливки головы поэта по гипсовой модели скульптора Суворова. Старый литейщик, начальник цеха Вениамин Моисеев, говорил: «Литье, что Восток, дело тонкое. Никто не может предсказать, что получится на финише». Влияет на процесс все — чем был металл раньше, какая у него «наследственность», какие добавки внесли, высок ли уровень профессионализма формовщика.

Даже прошедший вблизи поезд может оставить свой «след» в искусстве. Присутствовать при заливке Моисеев не разрешил — суеверен, как всякий творческий человек.

— Наш Пушкин будет бронзовым. Бронза — металл дорогой и непростой в обработке. Вот Лазарев — тот был из чугуна, меньше было трепета, что загубят.

Уже закуплена бронза на 150 тысяч рублей, — рассказывает Вениамин Иванович. — В нее мы добавим олово и фосфористую медь — это Пушкину для «кудрявости», то есть, чтобы самые мельчайшие детали скульптуры хорошо были проработаны. Ведь в чем вся прелесть Пушкина? В африканских кудрях!

В четверг к вечеру все, кто связан с процессом, немножко расслабились. Голова поэта вышла, как надо, с первого раза. Это — одна из 19 частей, на которые скульптор разделил памятник и которые будут последовательно отливаться, очищаться и передаваться автору для сборки. Голова — самая сложная часть скульптуры. Еще придется повозиться с отставленной в сторону рукой поэта с длинными пальцами. На очереди у литейщиков – ножки скамейки, на которой будет сидеть поэт, фрагменты орнамента.

2,5-метровый Александр Сергеевич — не первая проба сил этого небольшого цеха НСРЗ в монументалистике. В его стенах «родился» не один знаменитый человек.

— Лили мы Лазарева, Раевского, бюст Петра I, были барельефы, установленные потом на старом Дворце пионеров и на вокзале, — рассказывает литейщик Игорь Лапушанский.

В памятнике, уверен Моисеев, 60-70 процентов зависит от таланта скульптора, остальное — от золотых рук таких людей, как литейщик Игорь Лапушанский, слесарь Геннадий Ященко, формовщик Николай Щукин.

Елена КАЛАШНИКОВА».

Источник информации: «Новороссийский рабочий» ,29.05.1999.