Многие не в курсе, что обозначает это слово. На сайте МЧС России дается расшифровка этой аббревиатуры: Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству. Судя по всему, это аналог нынешнего ДОСААФ. Организация существовала с 1927 по 1948 год. В ней обучали 30 военным специальностям, в том числе специальностям медсестры и сандружинницы. Члены Осоавиахима во время Великой Отечественной войны также разминировали освобожденные территории и собирали там трофейное имущество.

Почему улица, поднимающаяся из самого центра города на верх бугра, была названа именно так, сейчас сложно понять. Рядом с ней располагаются улицы с названиями, напоминающими о советском прошлом этого города, – Клары Цеткин, Федора Гладкова, Красноармейская.

Улице Осоавиахима больше полувека, это точно знает автор этих строк. Улица была и остается главной магистралью, центром второго бугра. Пару десятков лет назад понятие «второй бугор» и «район Осоавиахима» считались синонимами.

В 70-х годах улица  была булыжной. Представьте себе крупные голыши с какого-нибудь местного пляжа, уложенные ровными рядами. Так выглядела проезжая часть. Не факт, конечно, что камень брали именно с морского берега, но очень было похоже.

По этим булыжникам поднимался в гору автобус второго маршрута. Как поднимается и сейчас. Конечная остановка «двойки» когда-то находилась на перекрестке с улицей Степной. Чтобы воспользоваться общественным транспортом, жителям верха бугра надо было спускаться вниз по этой неровной проезжей части.  Тротуары на Осоавиахима где-то были очень узкие, а где-то их не было совсем. Сейчас ситуация с ними не очень-то изменилась.

Но сорок лет назад поток людей порой передвигался прямо по обочине, ведь  такого интенсивного автомобильного движения тогда не наблюдалось. Маленьких детей родители учили, что надо идти навстречу проходящему транспорту. Местные жительницы редко носили обувь на тонких высоких каблуках – обувь портилась от такой мостовой. Выдерживала обувь на прочной подошве и на танкетке.

Если не успевали на автобус, значит, надо было пешком идти до самого центра. Утром, когда все шли на работу или в школу, можно было встретить половину бугра, знакомых с соседних кварталов, со всеми переговорить, узнать, кто женился, кто с кем поссорился, кто задержался на профсоюзном собрании, кому за прогул дали выговор на работе, почему в магазин (а он располагался на Степной) сегодня не завезли хлеб и торгуют только вчерашним.

Конечная остановка со Степной через некоторое время поднялась до нынешней улицы Харьковской (когда-то у нее было другое название).  Площадку, где на Харьковской разворачивался автобус, до сих пор жители называют «пятачком». Потом «двойка» разворачивалась уже возле радиостанции. Сейчас эту локацию еще называют бывшими складами рыбпрома.

К концу 80-х проезжая часть Осоавиахима была заасфальтирована. Но ливневки там оборудовали не сразу. И практически после каждого сильного ливня по обочинам лились ручьи и наносили на проезжую часть горы камней. А еще эти дождевые воды просто разрывали дорожное покрытие. Но это осталось в прошлом.

Улица Осоавиахима так и остается главной трассой, но уже не только для обитателей второго бугра. Сейчас здесь начинается путь к главному местному курорту, к Широкой балке. Поэтому летом в жаркие дни на дороге не протолкнуться.