Нет денег на цемент, объяснил он журналисту «Новороссийского рабочего». Подорожал, мешок стоит больше пятисот рублей. Куда тут строить замки?  Камень есть, но без цемента никуда.

Кроме начатой крепостной стены с воротами, перед двором Рифа стоят уже два законченных замка. Они великолепны на этой пыльной дороге, в зарослях колючей ежевики и бурьяна, на фоне зарослей и бугров! Просто волшебство какое-то – увидеть в этой обыденности миниатюрные сказочные чертоги! Кажется, что вот откроются двери и оттуда выедет вереница рыцарей, начнется какое-то средневековое действо, с прекрасными дамами и драконами…

Рифу с детства нравилось лепить из пластилина, который всегда был под руками, и превращать свои фантазии в скульптуры или, как теперь говорят, в арт-объекты. Это было интересней, чем собираться в компании со сверстниками. Увлечение камнем пришло позже. Наверное, тогда, когда он закончил профтехучилище по профессии маляр-штукатур. Без таких знаний, может быть, Риф и не стал каменным зодчим. Первый свой замок он построил в домашней ванной комнате.

Ну, а дальше – больше. Риф стал фанатом камня, который привозил с Гузовой горы. Аккуратно его откалывал, чтобы сохранить природную красоту, чтобы было видно, как он ляжет в его замысловатом замке. Бетон делал по своему «рецепту», добавляя яйца. На таком растворе замок будет стоять века. Основа любого замка – большая бетонная плита, на которой растет  конструкция.

Риф не делает чертежей для своих замков. Он делает только эскизы, которые очень похожи на детские рисунки.

В какой-то момент, в 90-е годы, когда дома сложилось все не так, как он задумывал, Риф поехал наудачу покорять Москву.  С собой погнал два «КАМаЗа» с камнем, взял мастерок и кирочку. Столица стала для него испытанием на прочность и профессионализм. Но клиентов он находил, строил для небедных людей в их владениях дворцы, крепости. В какие-то моменты были неплохие заработки, а иногда заказчики его кидали. Были те, кто оценил искусство Рифа по достоинству. Но в Москве он не чувствовал себя комфортно.

Домой вернулся и обосновался на окраине, чтобы никто не мешал ему творить каменную музыку. С тех пор Риф живет в своей деревянной неказистой мастерской и строит. Все остальное для него неважно. Он не понимает, почему другим важнее шмотки, какое-то материальное благополучие, а не окружающая красота. Камень для него — и гармония, и отдушина, и любовь. Однажды он признался, что камень можно любить не меньше, чем женщину… И если бы откуда-то брались деньги – на материалы, на электричество и воду для строительства, на хлеб насущный, он был бы счастлив отдаваться своей работе.

Я такое задумал – настоящую «фишку», но пока все в голове, — поделился мастер. – Когда сделаю, Микеланджело будет отдыхать …

Вот он всегда о себе так нескромно. Риф не учился у профессионалов. Из архитекторов знает только  Гауди, более-менее знаком с его творчеством. Но мастер из Новороссийска уверен, что он и так лучше других в своем деле…