Любовь с первого взгляда
Удивительные обстоятельства жизни подарили ей не лучик надежды, а целое солнце любви.
Теперь Екатерина носит на голове задорные африканские косички. После болезни волосы плохо растут. Сложно поверить, что передо мной мама семерых детей, мое воображение рисует иной образ матери такого внушительного семейства. Это должна быть женщина в халате, растрепанная и без маникюра, с уставшими глазами.
– Когда я рожала седьмого ребенка, нашего Сереженьку, у меня начались проблемы с кровью, потребовалось переливание. Я верю, что мне влили кровь другого человека, и я полностью переродилась, – рассказывает Екатерина семейную легенду. Понятно, что это всего лишь шутка. Но в каждой шутке…
Со своим супругом Сергеем Катерина познакомилась 23 года назад на лавочке в поселке Верхнебаканском. К стайке девчонок подошли знакомые парни, среди них был и Сергей.
– Было прохладно, мы сидели на скамейке, я поежилась от холода. «Давай я тебя погрею», – предложил будущий супруг и накинул на мои плечи свою куртку. С тех пор мы с ним не разлучались.
Екатерина говорит, что это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Иначе зачем же она рожала семерых детей?
– Нет ни одного человека, который бы не задал мне этот вопрос: «Зачем так много?». Мне странно на него отвечать. Я не мыслю свою жизнь без всех моих детей. Детей должно быть много, если это настоящая семья. Не пойму, чего тут странного, – размышляет она.
Я, автор этих строк, знаю ответ на вопрос, которому удивляется Екатерина. Ведь у меня самой трое детей. Как многодетная мать с огромным интересом слушаю, что говорит моя более активная «коллега».
– Каждый раз, когда я понимала, что вновь беременна, сообщала об этом своему мужу на семейном совете. Если у супруга были сомнения, то у меня никогда! Я брала ответственность на себя за нового ребенка, – делится Екатерина. – Раньше муж редко выражал свои чувства. А сейчас он все чаще говорит, что благодарен мне за мою силу и мужество. За наших детей.
Луч надежды
Четыре года назад в эту семью постучалась беда. Екатерина обнаружила в своей груди опухоль.
– Подружка посоветовала шишку погреть, и, мол, все пройдет. Супруг же настоял, чтобы она сделала УЗИ. Я пошла сразу в онкодиспансер. Доктор-узист, осмотрев меня, тут же побежала за онкологом. Я ей очень благодарна, жаль только, что не знаю ее имени, ведь она мне спасла жизнь! У меня оказалась третья стадия рака, – вспоминает Екатерина. – Страх? Нет, страха за себя у меня не было. Был страх за шестерых детей. Как я их оставлю на одного мужа? А вдруг он не справится? Эта мысль мне придавала силы.
Сначала была интенсивная химиотерапия, потом операция, затем назначили восемь сеансов лучевой терапии. Мне все время было плохо, тошнило. Но однажды я почувствовала, что у меня в животе шевелится ребенок. УЗИ показало беременность. Уже пять месяцев! Было странно и удивительно одновременно. Мысли об аборте не было, я не могла убить своего малыша.
Так на свет появился седьмой ребенок, Сергей Сергеевич Таразевич.
– Мы с мужем понимали, что у нашего ребенка могут быть проблемы со здоровьем. Все-таки столько лекарств в меня влили во время лечения. Только дома, разбирая документы Сереженьки, я прочитала, что ему поставили под вопросом синдром Дауна. Я не знаю, почему мне об этом не сообщили в роддоме. Может, они боялись, что я его брошу?
Есть ли жизнь после рака?
Известие о ребенке с синдромом Екатерину не испугало. Наоборот, она решила, что это очередное посланное ей испытание. А безнадежным такие испытания не посылают.
– У Сергея мозаичная форма синдрома Дауна. Это значит, что часть клеток все же с нормальным хромосомным набором, и тяжесть последствий для организма не столь очевидна, – рассказывает Екатерина. – Мне это только придало сил. Я должна жить, я должна поставить нашего мальчика на ноги, научить жить самостоятельно!
Многие люди, пережившие рак, рассказывают о том, что они пересматривают свою жизнь, справившись с этой смертельной болезнью. Что-то новое открывается им после многочисленных красных капельниц и сеансов лучевой терапии.
– До болезни у меня был только семейный быт. Я занималась исключительно воспитанием шестерых детей, уборкой, готовкой, глажкой. Но потом я вдруг осознала, что ни разу не выезжала со своей семьей в горы, ни разу не была в путешествии. После моего рака мы стали везде ездить, мы будто заново начали жить! Карачаево-Черкесия, Лагонаки, водопады Геленджика – мы объездили все в округе. Сколько новых впечатлений мы привезли! – делится воспоминаниями Екатерина, показывая мне фотоотчеты с поездок в горы.
С мечтой о доме
Мне было интересно, как супермногодетная мама обслуживает всю семью? Чем она кормит эту ораву?
– Меня удивляет, когда многодетные мамы говорят, что готовят корытами, – рассказывает Екатерина. – Моя кастрюля для борща 7 литров. Но у меня, правда, есть электромясорубка, я разом перемалываю на фарш 5-7 килограммов свинины. Делаем котлеты, пельмени. Очень выручает духовка, где я готовлю картофель с мясом. Ничего сверхъестественного, по сути, мы не выдумываем.
И тут я узнаю, что вся большая семья Екатерины проживает на съемной квартире. Получив, как многодетные, земельный участок в Семигорье, Таразевичи так и не смогли построиться.
– Дом стоит 7 миллионов, а квартира не меньше. Ипотеку нам с нашим уровнем доходов банки не дают. Муж трудится сантехником, самозанятый. Миллионы домой не приносит. Хотя у нас остался материнский капитал, продолжаем снимать квартиры. Каждый месяц платим за жилье 37 тысяч рублей, – раскладывает нехитрую арифметику Катерина.
Семейная арифметика
Прошу собеседницу оценить ту помощь, которую предлагает государство. За последние три года появились новые пособия, поддерживающие семьи с небольшим достатком. Екатерина говорит, что сегодня ее дети ежемесячно получают пособия общей суммой 45 тысяч. Безусловно, что это хорошая помощь. Если бы не съемное жилье…
– А еще я откладываю каждый день 333 рубля. Подсмотрела эту технологию на модных тренингах. В год получается, таким макаром, отложить 121 тысячу рублей. Очень удобная штука, другим рекомендую. Я эти деньги собираю на обучение детей, – подсказывает мне она секрет сбережений.
Сегодня у семьи праздник, в отпуск с СВО приходит старший сын, Константин. Екатерина мне признается, что решение сына уйти добровольцем на специальную военную операцию приняла со страхом, как могла, отговаривала. Не получилось. Каждый день молилась за сына. Горячая материнская молитва помогла. Сынок пришел в отпуск, правда, есть небольшое ранение.
Зарплата сына-добровольца стала серьезным подспорьем семье. Константин принял решение оплачивать обучение двоих детей – сестры Полины, которая учится в НКСЭ, и брата Савелия, ученика транспортного колледжа.
– Катя, что вас сейчас радует в жизни?
– Успехи детей. Лев и Иосиф учатся рисовать, и у них неплохо получается. Маргарита много лет занималась единоборствами. Сейчас, правда, бросила. Подростковый период нужно перетерпеть. Ну а наш Серёжа радует каждый день. Солнечные дети такие ласковые, нежные, любящие!
– Признайтесь, сохранилась ли любовь с мужем после стольких лет брака и таких жизненных испытаний?
– Вчера убить его хотела! Шутка. Безусловно, любовь есть. Она после стольких лет другая. В ее основе безмерная благодарность за совместно прожитые годы.
– О чем жалеете?
– Жалею, что не получила хорошего образования. Я ведь окончила седьмое профессиональное училище, по специальности продавец-кассир. Мне очень жаль, что не могу сказать своим детям: «Я молодец, я отучилась!». Теперь самая большая моя мечта – дать своим детям хорошее образование.
– А личная мечта у вас есть?
– Въехать в наш новый дом.