Не бей, а подари шоколадку

Каждый человек вспомнит что-нибудь забористое из своих школьных будней. Сейчас это явление называют словом «буллинг», специалисты предлагают давать ему мощный отпор. Не должен ребенок терпеть издевательства одноклассников!

Визит психолога и медиатора новороссийского филиала ГБУКК «Центр диагностики и консультирования» Натальи Петровой (на фото) в медиашколу при редакции «Новороссийского рабочего» был очень важен для наших юных слушателей. Прежде всего потому, что они хотели поговорить с гостьей о наболевшем. Все истории детей, прозвучавшие в медиашколе, публикуем анонимно.

– В первом классе меня обижал одноклассник – обзывал матерными словами, бил. Издевательства продолжались вплоть до 7-го класса. А в седьмом классе на 8 Марта он мне подарил букет цветов, духи и бусы и… признался в любви. Можно было остановить негодяя раньше?

– В основе этой травли лежит любовь. Нужно было в начальной школе повернуться к обидчику, посмотреть ему в глаза и задать вопрос: «Судя по твоему поведению, я тебе нравлюсь? Тогда подари мне шоколадку!». Это на некоторых действует отрезвляюще. В этом возрасте большинство не может признаться в любви, мучая свою избранницу таким вот образом.

Ищи триггер

– А что делать, если травля идет со стороны группы девочек по отношению к другой девочке? , – спрашивает одна из школьниц.

– Группа девочек таким образом самоутверждается. Нужно понимание: чего они от тебя хотят? Возможно, им нравится твоя реакция на их издевательства. Подумай, какую реакцию ты демонстрируешь, чем их подпитываешь.

Найди триггер. Нужно изменить реакцию. И не стесняйся обращаться за помощью к классному руководителю, к родителям. Люди, которые подвергаются систематической травле, могут впасть в депрессию. Не нужно терпеть, нужно искать выход.

– Что может провоцировать травлю одноклассников?

– Внешний вид ребенка, который отличается от других, необычное поведение. Может, слышали такую фразу:«Он ведет себя, будто выпрашивает»? В частых случаях организаторам травли нравится реакция на нее. Иногда даже запах, который идет от одежды ребенка, может раздражать других и провоцировать на агрессию со стороны детей. Для начала нужно убрать раздражающий фактор.

Формируем уверенное поведение

– Моего десятилетнего сына тоже стала обижать в классе группа мальчишек-хулиганов. То подсечку ему сделают и высмеют его, лежащего и плачущего на полу. Кличку обидную ему придумали. Приходит мальчик домой и плачет. Что делать? – решила задать вопрос специалисту и я, модератор дискуссии.

– Нужно дать отпор хулиганам, которые хотят самоутвердиться за счет более слабого. А для этого мальчика-жертву лучше всего отдать в спортивную секцию. Спорт разгоняет тестостерон, формирует уверенное поведение. Мальчик внутренне, да и физически, станет сильным. Хулиганы это почувствуют. 

А что учитель?

– Кто и кому должен сообщить о факте психологической травли?

– Для начала родителям жертвы нужно поговорить с классным руководителем, донести ему суть проблемы. Вполне возможно, что педагог просто не в курсе сложившейся ситуации. Ведь травля в классе может быть скрытой. В большинстве случаев в силах классного руководителя прекратить издевательства. И задача учителя – не оставаться в стороне, исповедуя принцип невмешательства. Наоборот, требуется активное вмешательство в происходящее! Травли быть не должно. Затем ситуацией должен заниматься школьный психолог, который есть в каждой школе.

– У знакомых была такая ситуация:  девочку затравили одноклассники. А классный руководитель не стал занимать активную позицию. В результате родители были вынуждены перевести дочь в другую школу. Верно ли поступили родители, забрав ребенка из школы?

– В крайних случаях, возможно, это лучший выход. Но иногда случается, что жертву начинают травить и в другой школе. Сценарий повторяется. Все же нужно стараться пережить эту ситуацию, изменить себя, изменить обидчика. Поймите, что главная цель – научить ребенка взаимодействовать с обществом, окружающей его средой.  А переход в другую школу – это уход от проблемы.

Много любви не бывает   

– А как себя вести родителям тех детей, которых обижают в школе?

– Поддерживать их словами и делом. Убеждать ребенка, что он сильный, что он справится, подсказывать тактику правильного поведения, общаться с учителем и руководством школы. Привести ребенка в спортивную секцию. И, конечно, проговаривать, что это – ваш ребенок, вы его любите. В семье должна быть безусловная принимаемость ребенка. Он должен знать, что найдет в вас поддержку всегда. И помните, что много любви не бывает!

И хулиганов вылечим

– Как вы работаете с жертвами буллинга?

– Разбираем ситуации, учим ребенка взаимодействовать с обществом. Это удивительно, но жертвы травли хорошо восстанавливаются: детская психика пластична. Как правило, дети хранят хорошие воспоминания, а плохое ими быстро забывается. 

И хулиганы, которые организовали травлю, тоже нуждаются в психологической помощи. Однако они к нам обычно не доходят.

Если у вас проблемы со школьным коллективом, можете обратиться за помощью в НФ «Центр диагностики и консультирования» по адресу: ул. Новороссийской Республики, дом №11.

Великий педагог начистил негодяю рожу

Великий педагог Антон Макаренко (1888–1939) в своем произведении «Педагогическая поэма» рассказывает, как он попал в затруднительную ситуацию со своими воспитанниками колонии им. М. Горького.

Беспризорники категорически отказывались его слушаться и регулярно сбегали, чтобы грабить и хулиганить. В какой-то момент у Макаренко опустились руки, он был в отчаянии, не зная, как остановить разгулявшихся малолетних преступников. Как вы думаете, какой выход нашел Антон Семенович? Чем завоевал авторитет у негодяев?

В сердцах и на эмоциях Макаренко начистил рожу главарю банды. И все. Переростки-преступники сразу же его зауважали и стали слушать.

Делайте вывод.