Сначала они думали, что для них все закончилось, но, немного отойдя от горя, поняли: дело своих любимых надо продолжить в тылу.

Тепло от «Березы»

«Береза». Такой позывной был у ее сына. Он погиб в мае 2023-го. Ему было всего 22. Полгода родители учились жить в новой для себя реальности: работали, обустраивали дом, ждали рождения внучки от дочери. А в ноябре, когда за окном наступили холода, Татьяна ощутила острую необходимость согреть тех ребят, которые там, в окопах и блиндажах, продолжают бороться за Родину и жизнь.

За помощью и поддержкой женщина обратилась к своим боевым подругам – мамам, сестрам, женам тех, кто сражался в разных подразделениях, а теперь лежит в одном строю на Аллее героев кладбища «Щелба».

Летняя кухня превратилась в свечную мастерскую. Татьяна с мужем Александром режут и укладывают в банки картон, из него же делается фитиль, а затем все заливается парафином. В верхней части баночек ножом надрезают несколько отверстий, ведь такие свечи бойцы используют не только как источник света, но и для разогрева кружки с чаем или тарелки еды. Когда сверху на банку ставят посуду, то эти надрезы обеспечивают приток кислорода и не дают свече потухнуть.

– В зависимости от типа баночки и используемого парафина, свечи делятся на окопные и блиндажные, – поясняет Татьяна со знанием дела. – Если жестяная банка имеет внутри белое покрытие – только в окоп, потому как при нагревании это все начинает гореть, и дышать таким в закрытом блиндаже опасно. Картон надо укладывать снежинкой. У таких свечей выше КПД.

В свои свечи Татьяна с супругом добавляют еще растопленные церковные свечи, огарки которых собрали в храмах города. Женщина верит, что это дает не только приятный, умиротворяющий аромат, но и божественную защиту воинам.

Каждую свечу родители героя упаковывают в целлофан и вкладывают записку: «Немного вам света и тепла от «Березы».

Когда у Татьяны закончились баночки, в группе Комитета семей воинов Отечества был кинут клич. На призыв о помощи откликнулся Торговый дом «Кубань» – оператор школьного питания в нашем городе. Сотрудницы столовых собрали много жестяных банок от тушенки (готовили кашу на «Бескозырку») и от консервированной кукурузы. Кроме того, передали для наших ребят несколько коробок тушенки, печенья и джема, 1000 пятилитровых канистр питьевой воды, одноразовую посуду, необходимую в госпиталях, и денежные средства, которых хватило на закупку 200 килограммов парафина и лекарственных препаратов.

«Душман» остался со своими

Парафин и баночки отправились к родителям «Березы». Воду, лекарства, посуду от «Кубани» и другую собранную волонтерами гуманитарную помощь накануне Дня защитника Отечества повезла в город Гуково Иллона – жена «Душмана». Там, оформив все документы, машина уйдет «за ленточку». Хоть в том районе и неспокойно, но водитель готов на риск, потому что там ждут.

«Душман» ушел на фронт добровольцем в декабре 2022-го. Ему было 47 лет, из них больше 20 посвятил службе в армии. Жена была против: на руках трое детей, мама с деменцией и дядя-инвалид, который пешком дошел к ним из Киева, когда его во время Майдана, как противника нового режима, вышвырнули из квартиры.

«Я не могу не пойти. Там все мои!» – Иллоне оставалось только смириться. Она не дождалась ни одного звонка…

– Я до сих пор не сказала детям, что их папы больше нет. Не могу. Он для них был всем, – рассказывает Иллона. – Решение помогать пришло не сразу. Просто, когда наткнулась на сообщение волонтеров, что нужны для госпиталя носки и белье, предложила помощь в закупках. У меня есть время, чтобы мониторить предложения для поиска самых оптимальных цен. Не смогла спасти своего, теперь помогаю тем, у кого есть реальный шанс вернуться домой живыми, – нашим ребятам в госпиталях. Хочу, чтобы как можно меньше людей ощутили ту боль от потери близких, какая досталась мне.

Иллона об этом не говорит, но для отправки первой машины с гумпомощью она взяла кредит. Об этом рассказали ее боевые подруги со Щелбы.

Та машина сыграла огромную роль в жизни контуженного бойца из Новороссийска. Парень находился в госпитале и не реагировал на внешний мир, пока в палату не зашли волонтеры со словами: «Машина пришла из твоего родного города. Слышишь? Там люди помнят о вас, вы очень нужны». И у парнишки потекли слезы. Врачи выдохнули: «Значит, восстановится!».

Дело «ЧеГевары»

С Нелли «ЧеГевара» журналист познакомилась, когда передавала ей продукты от Торгового дома «Кубань». Транспортная компания доставит коробки в Крым, и местные волонтеры повезут их «на острова» в Херсонском направлении. Туда, где больше года воевал ее муж, разведчик, замкомандира взвода с позывным «ЧеГевара».

– Он ушел на спецоперацию добровольцем в марте 2022-го. Говорил, что его боевой опыт может спасти жизни пацанам, ничего не знающим о том, что такое война. Он был настоящий воин. Никогда для себя ничего не просил, все больше о подчиненных заботился. Я знаю, что он их любил, – голос Нелли задрожал, а по щекам потекли слезы. – В самом начале СВО к их позициям помощь шла долго. Покупала палатки, спальники, продукты и отправляла парням.

Позже командованием роты было принято решение о создании телеграм-канала. Через него рассказывали про быт ребят на СВО, собирали гумпомощь. Вела его Нелли.

Когда «ЧеГевара» погиб, супруга решила, что для нее война закончена. Моральных сил продолжать вести канал не было. Непросто жить без любимого, с двумя детьми на руках, один из которых инвалид. Но ей начали писать сослуживцы мужа со словами благодарности за его знания и умения, которые помогли им выжить. А еще шепотом говорили о том, что им кажется, словно он рядом, как ангел-хранитель, потому что они выходили из таких передряг, из каких не возвращаются.

– Однажды слышу во сне чей-то голос: «Где твой муж?». Ответила, что он погиб на фронте. А мне возражают: «Нет, он по-прежнему там, со своими». Проснулась. Через несколько часов написал сослуживец супруга и рассказал, что под утро четко видел, словно «Чига» стоит рядом с ним и ругается сильно. Он всегда ругался, если кто-то из бойцов неправильно что-то делал и рисковал жизнью зря. Выходит, он правда с ними.

Недавно командир роты обратился к Нелли за помощью в приобретении больших пауэрбанков, способных зарядить антидроновые ружья и другое оборудование. Вместе с жителями Новороссийска, волонтерами Севастополя и афганцами Питера она за два дня собрала 146 000 рублей. А еще председатель «Боевого Братства» Санкт-Петербурга передал для парней автономный пауэрбанк, который заряжается от солнечных батарей. Стоимость прибора – 250 000 рублей.

– Сбор закрыли 29 января – ровно через семь месяцев после смерти мужа. Разве это не знак, что он своих не бросает? Как я могу опустить руки? Сейчас собираем средства на тепловизоры и рации.

Мама Галя

Все девочки Аллеи называют ее «мама Галя». Женщине 76 лет. На СВО потеряла сына. Решение уйти с хорошей руководящей должности на спецоперацию он принял в возрасте 50 лет. В память о нем мама Галя ежедневно, как на работу, приходит в городской Дворец культуры, где с единомышленниками плетет маскировочные сети, сети, которые могут спасти жизни чьих-то сыновей…

Таких мам, жен, сестер и дочерей, как Татьяна, Иллона, Нелли, мама Галя, которые потеряли близких, но не озлобились, а объединились, чтобы помогать тем, кому еще можно помочь, очень много. Они не афишируют свою деятельность, не ждут восхищения и благодарности, а просто продолжают дело любимых, отправившихся в вечную командировку.