В последнюю неделю февраля служба Росприроднадзора зафиксировала загрязнение акватории Цемесской бухты в районе 5 и 6 причалов Восточного пирса, а также между правым бортом судна «Hai Jin Jiang» (флаг Панамы) и причалом № 6. Именно этот сухогруз оказался причастен к разливу нефтепродуктов.

При очистке было собрано 40 тонн разлитого нефтепродукта с площади до 300 квадратных метров. Нефтепродукты собирали и с акватории, и с береговой линии, собранную нефть утилизировали. Жители Новороссийска, выходившие в этот день на яхтах в Цемесскую бухту, видели, как плывут по морю темные сгустки. Они, по сообщению отдела экологической безопасности администрации города, были аналогичны тем, что обнаружены на месте разлива, который произошел 22 февраля.

Как сообщает Интерфакс, 28 февраля 2024 года НМТП обратился в арбитражный суд региона с иском «о принятии предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста на сухогруз», к компаниям, которые являются владельцами «Hai Jin Jiang», — это Wealth Holdings Shipping РТЕ (Сингапур) и Haijinjiang Ship Management Co Ltd (Шанхай).

В заявлении излагаются подробности происшедшего. При стоянке судна у причала № 5 случилась течь из топливного танка «Hai Jin Jiang». Предполагают, что в воду попало тяжелое бункеровочное топливо. Чтобы ликвидировать разлив, НМТП задействовал не только собственный персонал и технику. Пришлось привлекать сторонние организации. Прямой ущерб за ликвидацию загрязнения порт оценил в 43,24 млн. рублей.

Судовладельцу направили требование предоставить гарантию, что ущерб будет возмещен до конца погрузки судна. Но судовладельцы проигнорировали это обращение. Поэтому ПАО НМТП пришлось подавать иск в суд. Суд решил, что непринятие таких обеспечительных мер может причинить серьезный ущерб заявителю.

«Судовладельцем судна являются иностранные юридические лица. У заявителя нет информации об ином имуществе этих иностранных лиц на территории РФ помимо спорного судна. Судно «Hai Jin Jiang» было задержано по распоряжению капитана порта Новороссийск 27 февраля 2024 года на 72 часа. Однако по истечении этого времени указанное судно может в любой момент изменить местоположение, в том числе выйти за пределы юрисдикции РФ, где будет затруднительно наложить на него арест или исполнить судебный акт о взыскании убытков. Таким образом, непринятие предварительных обеспечительных мер в виде ареста судна приведет к невозможности исполнения судебного акта«, — поясняет Интерфакс позицию арбитражного суда.

Новороссийцам в данном случае интересно, причастно ли это судно к загрязнению мазутом местных пляжей. Если да, то как будет компенсирован этот ущерб?