Звучит со всех сторон

Матерных слов вокруг уже столько, что об этом хочется кричать! – так можно обозначить причину, по которой в библиотеке им. Э. Баллиона собрались преподаватели русского языка, учителя словесности, психологи, представители родительской общественности и молодежь.

Одна из инициаторов круглого стола – Ирина Воскресенская, член Союза переводчиков России, ярый борец за чистоту русского языка, – поделилась некоторыми эпизодами своих словесных спаррингов с продавцами и хозяевами торговых точек города.

– Доходило до того, что меня пытались выводить из магазинов «под белы рученьки», грозили вызвать полицию! – с возмущением поделилась Ирина Валерьевна, хотя и она пыталась призвать правоохранителей в помощь. – Посудите сами, в одном из самых крупных торгово-развлекательных центров города, в магазине, у всех на виду вывешены на продажу сумочки с матерными надписями. Да, на английском языке. В переводе эти слова означают грубое ругательство. – Докладчица демонстрирует слайды с фото, сделанными на месте. – После того как я отправила письма в самые разные инстанции, сумочки с «плохими словами» исчезли. Но, внимание, появились носочки.

Ирина Валерьевна демонстрирует фотографии носочков. Надписи уже на русском языке, и они обыгрывают матерные слова.

– А еще производители популярных товаров культивируют у молодежи дух равнодушия и безделия такими надписями, как «Мне лень», «Мне пофиг». Размеры носочков маленькие, то есть рассчитаны на девушек-подростков. На каком основании, почему в молодежи взращивается деструктивное мышление? Вот это «забей на все», «позови меня в запой», вместо того, чтобы побуждать к добрым действиям, здоровому образу жизни? Почему мы должны это все терпеть? Или вот для чего производители модной одежды и аксессуаров внедряют деструктивные мысли в головы наших подростков, предлагая одежду с черепами в разных вариациях? Это же культ смерти!

Нецензурную брань и сомнительные призывы содержат и популярные компьютерные игры. «Мочи манту!», «Хапай клюкву!», «Подставляй товарищей!». Да что это вообще? – возмущалась Ирина Воскресенская.

Заключительные слайды ее презентации – это фото лотка с мороженым, производители продукта тоже, так сказать, покреативили, назвав мороженое «Хохол», «Бедный еврей», «Американец».

– Можно допускать такое мороженое на прилавки в свете сегодняшней геополитической ситуации? – задается вопросом Ирина Воскресенская. – Почему это никого не смущает? Нам с помощью таких продуктов, носочков, маечек и сумочек навязывают определенное мышление. И мы терпим это.

Воскресенская и ее сподвижники в борьбе за чистоту русского языка решили, что пора найти то оружие, которое поможет им «глаголом жечь сердца людей».

Почему развязался язык

Участники круглого стола, среди которых были и школьные психологи, и педагоги, и сотрудники отдела по делам молодежи, делились своими наработками в борьбе с нецензурным словом.

Так, например, в школе №18 старшеклассникам предложили «услышать себя со стороны»: записать свою речь как есть, с ругательствами, на диктофон и прослушать запись.

Как выяснилось, это работает! Никому не понравилось, как звучит речь, перемежаемая матерными словами. Кого-то обескуражило, что это просто некрасиво. Были и те, кто понял: их речь с убогими словами-связками звучит бедно, а сами говорившие выглядели бледно. Кого-то прослушивание записи рассмешило. Но! Матерных слов после диктофонного эксперимента в речи его участников поубавилось.

Директор школы Алена Щербина процитировала слова Сухомлинского из его «Гимна слову»:

«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать нежным, благоухающим цветком и живою водою, возвращающей веру в добро; острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комком грязи.

Мудрое и доброе слово доставляет радость; глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду.

Словом можно убить и оживить, ранить и излечить; посеять смятение и безнадежность и одухотворить; рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы; породить веру в человека и заронить неверие; вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

Оскорбили? Иди в суд!

Собравшиеся говорили и о законодательных инициативах, направленных на борьбу с матом.

Доцент кафедры педагогического и филологического образования филиала Кубанского государственного университета в Новороссийске Анна Данилова рассказала случаи из своей практики в качестве судебного эксперта. Ее как специалиста привлекают правоохранители, если речь идет о публичных словесных оскорблениях.

Да, с 2014 года в России действует закон о запрете публичного использования мата, в том числе с киноэкранов, театральной сцены и так далее.

– Этот закон расколол творческий мир на два противоположных лагеря, споры идут до сих пор, – посетовала Данилова, сообщив, что за некоторых публичных деятелей ей стыдно.

Не только молодежь

Представитель школьного телевидения «Парус» Камила Давлетбаева поделилась результатами опроса среди своих сверстников-старшеклассников и ребят из средней школы (опрос она делала с коллегой Арсенией Лебедь).

Многие подростки, как выяснилось, используют мат, чтобы казаться крутыми в среде своих школьных товарищей, а есть и такие, кому одно матерное слово заменяет целую фразу. Результаты опроса наводят на размышления. Около 80% ребят считают использование ненормативной лексики в ежедневной речи нормой.

Тем временем отдел по делам молодежи «прочесывает» соцсети. Законом об информационных технологиях и защите информации предусмотрено аннулировать посты с ненормативной лексикой, популяризацией культа смерти и им подобные. «Молодежный патруль», обнаружив это в Сети, сообщает ссылки контролирующим органам, и сайты блокируют.

Фото Виктории Николаенко

Кандидат филологических наук, доцент, профессор Новороссийского филиала Белгородского государственного технологического университета, автор учебника по культуре речи и других монографий Флора Авджан, изучая речь чиновников, руководителей, политических деятелей, решила написать учебник с примерами некорректных (а порой и смешно звучащих) выражений, где дала свои комментарии.

Она рассказала, что один экземпляр книги отправила Президенту России Владимиру Путину с сопроводительным письмом и теперь ждет ответа.

Что предложили

Лично меня, корреспондента «НР», тема круглого стола тоже не оставила равнодушной. Я задумалась, почему у нас так много слышится нецензурной брани. И, похоже, это даже носит вирусный характер. Что слышится, то и повторяется. Недаром же многие дети свои первые плохие слова приносят из детского садика. Это, возможно, сродни ветрянке, которая, к счастью, успешно лечится.

Секретарь Общественной палаты Татьяна Митина, проводившая заседание круглого стола, обобщила прозвучавшие предложения:

— создать клуб почитателей русского языка;

— образовать рабочую группу экспертов по доработке комплексной программы развития Новороссийска, направленной на защиту русского языка;

— рекомендовать образовательным организациям регулярно проводить лекции о культуре речи для учащихся и их родителей;

— организовать молодежную акцию «Берегите наш язык!»;

— выйти в городскую Думу и ЗСК с инициативой внести изменения в законодательство о наружной рекламе. Речь идет о передаче полномочий по контролю за содержанием этой рекламы муниципалитетам;

— обосновать инициативу об ответственности родителей за употребление их детьми ненормативной лексики в общественном пространстве.

Все эти предложения направлены в администрацию города.