Морпехи летом обнаружили на нейтральной полосе пшеничное поле, рассказали в Новороссийском историческом музее-заповеднике.  Уборка урожая была сродни тайной военной операции. На поле пробирались поздно ночью и жали пшеницу серпами. Чтобы смолоть зерно в муку, умельцы смастерили некое подобие каменных зернотерок. Такой вот первобытный способ. Свежеиспеченный хлеб, по воспоминаниям ветеранов, казался необыкновенно вкусным.

Об этой необычной истории мы знаем не только благодаря воспоминаниям ветеранов и книгам, но и благодаря фотографиям Н.М. Асниной и И.А. Кушниренко, которые хранятся в фондах музея, и рисункам П. Кирпичева. В 1943 году, находясь на Малой земле, они были свидетелями этой операции и рассказали о ней в своих работах, сообщили в музее.

Готовить пищу для бойцов на Малой земле не было возможности, потому что дым и огонь мог привлечь внимание противника. Из Геленджика привозили термосы с едой, когда боевые действия на некоторое время стихали, — обычно в 22 часа и на рассвете. Еще на день выдавали сухпаек.

Поговорка «Война войной, а обед по расписанию» бытовала и на Малой земле. А еще бойцы шутили: «Держись подальше от начальства, поближе к котелку»…

Фото Н. Асниной из фондов НИМЗ.