На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «Новороссийскому рабочему» рассказал глава рыбопромыслового предприятия Юрий Атанов.

В этом году путина явно не задалась. Рыбаки жалуются на капризы погоды и Чёрное море, которое никак не успокоится после «шторма века».

— До нового года полтора месяца мы стояли из-за штормящего моря, а после нового года по той же причине выходили на путину всего два раза. Штормом хамсовое стадо размотало по морю, небольшие скопления сейчас есть в Геленджике, Новороссийске, Анапе, Феодосии.  Но наши суда работают сейчас в районе Анапы, — рассказывает «НР» Юрий Атанов. — Хамсу ловим небольшими партиями по 5-10 тонн в сутки. Вся эта рыба везётся в станицу Натухаевскую, где сортируется и перерабатывается, соленая рыба поступает, в том числе, на прилавки и на ярмарки Новороссийска.

5–10 тонн в сутки – это чрезвычайно маленькие объемы, поясняет мне рыбодобытчик. Скопления рыбы из-за штормящего моря чрезвычайно малы, а общее количество выловленного сейчас в четыре раза меньше, чем в прошлогоднюю путину. Если уж совсем прямо говорить, путина в этом году не удалась!

Новороссийцы, поклонники хамсы, жалуются на то, что соленая хамса часто попадается мелкая, с рваными брюшками. В чём причина?

Юрий Атанов предполагает, что предприниматели из-за дефицита хамсы не брезгуют солить прошлогоднюю мороженую рыбу.

—  Свежевыловленная хамса отличается от мороженого сырья цветом: свежая рыба серебристая, с ровной серой спинкой и с целыми, не рваными брюшками. Мы солим более крупную рыбу, первого сорта, длиной от 9 сантиметров, а мелочь, себестоимость которой 40 рублей за килограмм, отправляем в переработку на консервы. А другие предприниматели, вероятно, солят все подряд, в том числе и мелочь. 

Еще до нового года Юрий Атанов прогнозировал, что в начале 2024 года цена на хамсу снижаться не будет. Но сейчас цена зафиксировалась в районе 280-300 рублей, что ниже стартовых цен рублей на сто.

— Да, цена хамсы понизилась в среднем на сто рублей на килограмме из-за того, что люди сбили охотку и уже не покупают эту рыбу так активно, как в начале путины, — говорит Юрий Александрович. – Для нас это не очень хорошо. Ведь в нашей отрасли с нового года подорожала стоянка судов портах, дизельное топливо, инструменты и запасные части.

Юрий Атанов, который еще возглавляет Ассоциацию рыбодобывающих предприятий Краснодарского края и Северного Кавказа, констатирует, что рыбодобывающая отрасль постепенно деградирует и вымирает. По его данным, если пятнадцать лет назад в Краснодарском крае на Чёрном море работало 17 судов, то на сегодня их осталось всего четыре. Если в Керчи было 23 рыбодобывающих судна, то сегодня там одно.

— Из нашей отрасли, из профессии уходят люди из-за того, что нет работы, что море постоянно штормит, что снижаются биозапасы. В Чёрном море не осталось селедки, ставриды, катрана, бычка, хамсы катастрофически мало. Подобная ситуация в Азовском море – практически нет тарани, пиленгаса. Заработки у рыбаков сокращаются, — с горечью констатирует Юрий Атанов.

Последние года новороссийские суда работают еще и на Каспийском море, где добывают кильку. Но сейчас ветер и шторм добрался и до Каспия. Поэтому вплоть до 20 января там суда тоже стоят, ожидая хорошей погоды.

— Как говорят рыбаки, мы стоим, ждём с моря погоды, — пошутил Юрий Атанов, завершив свой грустный монолог.