Надел протез — и потянуло к мячу

Максим, успешный спортсмен и предприниматель, в двадцать лет потерял ногу выше колена, попав под бандитскую пулю. Но он не сдался, реабилитировался. Вернулся в большой спорт, создав в Новороссийске футбольную команду инвалидов-ампутантов.

Оказалось востребованным и производство протезов, которое Максим начинал в первую очередь, чтобы изготовить идеальный протез для себя. Для разросшегося производства коленный модуль для изделия поставляет подразделение «Роскосмоса».

После публикации в «НР» этой истории к Максиму стали обращаться пожилые люди, читатели «НР», которые тоже нуждались в протезе. А в последние месяцы клиентами Максима стали и вернувшиеся из госпиталей участники СВО. За полгода изготовил десять конечностей, подарив людям возможность
двигаться.

Корреспондент ехала на встречу с Максимом с радостью. Как здорово, что он научился делать идеальные «ноги»! А в этом я убедилась, познакомившись с пациентами Нигматуллина.

Вот наш земляк Виктор Шалыгин. Ушёл на СВО добровольцем, лишился ноги ниже колена 26 апреля этого года. Сапёр. Шёл первым. Попал на минное поле. Взрыв. Сам наложил себе на остатки ноги жгут. Полз к своим с покалеченной одной ногой и изрешеченной осколками второй. Эвакуировали.

Оперировали в главном госпитале Москвы, имени А.А. Вишневского. Протез государство пообещало в 2024 году. Но Виктор уже тогда знал, что его товарищ по футбольной команде освоил производство протезов и сам бегает на новом протезе, изготовленном в его же цеху. Обратился за помощью.

– Месяца два после взрыва у меня была депрессия, я никак не мог смириться с мыслью, что у меня, 25-летнего, нет части ноги. Что я инвалид! Максим мне очень помог, он убедил меня, что жизнь только начинается, – рассказывает Виктор Шалыгин.

В октябре этого года ветеран СВО уже примерял протез. Говорит, радовался как малый ребёнок.

 –  Ведь я не ходил шесть месяцев. А тут встал и сразу бросился мяч пинать. Для меня это такая радость – что я опять хожу, могу играть в футбол, –  говорит Виктор.

Лёд протезу не преграда

 Денис Московкин, тоже сапёр, 22 июня 2023 года помнит как сегодня. Под Пятихатками шёл в связке четвёртым. Вдруг вспышка под ногами.

 – Боли, по сути, и не было. Была вспышка. Опускаю глаза вниз, вижу – стопы нет, –  вспоминает Денис. 

Товарищи отнесли раненого бойца к бронетранспортёру. Оперировали в Мелитополе, затем в Севастопольском госпитале. О Максиме Нигматуллине сапёр узнал, проходя в Новороссийске врачебную комиссию. Доктора подсказали адрес предприятия, да ещё и заинтриговали сообщением, что в Новороссийске есть футбольная команда ампутантов. Мол, сам сможешь играть.

 – Хотя я уже стоял на очереди на протезирование, решил съездить и посмотреть производство своими глазами, познакомиться с Максимом, –  продолжает рассказ Денис Московкин. –  Так мне протез за пять дней изготовили! Я сразу встал и сразу пошёл. Ощущения шикарные, учитывая, что я полгода не ходил. А сейчас я по льду бегаю! Поехал с супругой в Челябинск навестить тёщу и удивил тамошний народ. 

Инвалидность — не приговор

Максим рассказывает, что мужики, получив новые ноги, сначала плачут. Хотя и стесняются своих эмоций:

 –  Я им говорю, что ничего стыдного в этом нет. Я сам плакал, когда впервые встал на протез.

«Человек года» по версии «Новороссийского рабочего» –  убедительный мотиватор для людей, потерявших конечности. Он не устаёт объяснять ампутантам, что инвалидность – это, в первую очередь, состояние мозгов. И это состояние можно изменить, если не затягивать с реабилитацией и веря, что, встав на протез, можно вернуться в полноценную жизнь.

Максим, например, играет и в футбол, хоккей, иногда моржует, участвовал в соревнованиях по парусному спорту, причём в составе экипажа, прыгнул с парашютом, планирует заняться бейсджампингом – прыжком с высоты на резинке. Да ещё и парней приобщает к спорту. Виктор Шалыгин, например, по рекомендации Максима Нигматуллина приглашён в паралимпийскую команду России «Гвардия» по следж-хоккею на санях, в конце января он едет на сборы.

Кроме того, Максим стал представителем научно-производственной корпорации систем прецизионного (особо точного) приборостроения «Роскосмос», изготовившей коленный модуль «АКТИВ-2». И теперь ездит по разным городам России, на предприятия протезирования, рассказывая и показывая на своём примере, какие крутые «коленки» выпускает «Роскосмос».

А осенью этого года Максим даже успел попробовать себя в качестве модели на подиуме. Он представлял одежду российских модельеров направления «киберфэшн» на Неделе охраны и безопасности труда РФ в Сочи.

 – Оказывается, работа модели трудна. Обидно только, что не увидел выступления других, пришлось всё мероприятие пробыть за кулисами, ожидая своего выхода, – рассказывает он о своих новых впечатлениях. 

Планов громадьё

В новый год принято загадывать желания. Конечно же, я спросила о планах и мечтах этого удивительного человека.

 –  Хочу реализовать свою мечту –  построить в Широкой Балке реабилитационный центр для ампутантов. Встать на протез просто далеко не всем. Некоторые боятся опереться на новое продолжение конечности. Требуется время, чтобы начать доверять новой ноге. Реабилитантам нужна школа ходьбы. Конечно, в моём цехе есть спортивный уголок, где люди могут испробовать протез, покрутить колёса велотренажёра. Но некоторым, повторюсь, нужно время. В реабилитационном центре они могли бы неспешно тестировать свой протез, а у нас было бы время подогнать его идеально.

Коллектив «НР» желает Максиму развивать производство, добиться наивысшего мастерства и точности в изготовлении протезов. А самое главное — мы желаем ему счастья. Пусть тот заряд энергии и внутренней силы, который имеет Максим, зарядит жаждой жизни и побед других людей!