С тех советских времен состав жильцов мало изменился. Многие семьи так и продолжают жить именно здесь, конечно, в другом составе. Старшие уходят, но их дети и внуки остаются. Традиции тех, советских, времён стараются соблюдать. Об этом журналисту «Новороссийского рабочего» рассказала председатель ТСЖ «Леднёва, 2» Анна Шинцова ( на фото в центре)..
Бабушки – это наше всё
Издавна старожилы девятиэтажки любили собираться в общем дворе на несколько домов – Леднёва, 2, Леднёва, 8, и Свободы, 3/5. Общая территория одна на всех, но условно делится на «наш двор» и «верхний двор». Когда так говорят, каждый житель понимает, о какой географической точке идёт речь.
Любая соседка на лавочке скажет родителям, в какой части искать ребёнка, вышедшего на прогулку. Бабушки тут, как полагается, приглядывают и за своими внуками, и за соседскими детьми. Некоторые женщины ещё с тех самых, советских, времён ухаживают за палисадниками. У каждой бабушки своя маленькая зелёная зона, есть любимые лавочки. И, конечно, они всё про всех знают, кто с кем встречался, кто на ком женился.
– Мы всех новеньких, кто к нам переехал, просим не просто здороваться со старшими, но и общаться с ними, – говорит Анна Сергеевна. – Парой фраз перекинуться, спросить, как дела. И они делают это без всяких напоминаний.
Подростки, когда собираются вместе, помнят, что в мяч надо играть осторожнее, чтобы не помять то, что бабушки на клумбе посадили. Ну а старшее поколение готово потерпеть их возгласы и крики, когда они играют на площадке.
Молодёжь от двадцати лет и старше вечером, после учёбы и работы, собирается на своих лавочках. Но теперь уже не с гитарами, а всё чаще с гаджетами, замечает Анна Сергеевна.
Некоторые молодые люди тут же, во дворе, находят себе пару. Были случаи, когда парень из одного подъезда женился на девушке из другого подъезда. И жить семейной жизнью тоже продолжали в знакомом пространстве.
До сих пор в девятиэтажке добрым словом вспоминают участкового полиции, известного в городе, Сан Саныча Графа, который, к сожалению, умер от ковида. Опорный пункт находится тут же, в доме. Сан Саныч был и консультантом по вопросам правопорядка, мог кому-то из местных жителей сделать внушение в профилактических целях. Даже помогал в организации маленьких дворовых утренников. Давал жильцам ключ от опорного пункта полиции, чтобы там могли артисты переодеться.
Рядом пляж – это плюс…
Преимущества жизни в многоэтажке на Леднёва и сейчас очевидны так же, как и полвека назад. Главное – рядом всё. Рынок рядом. Набережная, любимое место для прогулок, – тоже рядом! И на море сходить – запросто. Да-да, пожилые соседи около пяти утра каждый день отправляются купаться. В такую рань там вода чистейшая.
Морвокзал, где устраивают различные концерты и фестивали, тоже тут. Посмотреть демонстрацию или парад – для жителей совсем просто. До улицы Советов, где разворачивается праздничное действо, два шага.
…а ярмарка — минус
Минусы жизни в девятиэтажке тоже есть. Один из них – соседство с субботней сельскохозяйственной ярмаркой на улице Леднёва.
Основания для недовольства серьёзные. Например, въезд во двор по субботам затруднён. Одни считают, что уличную торговлю можно терпеть, если изменить расстановку торговых точек – ну хотя бы подвинуть со своего места одну вредную продавщицу, которая своим прилавком перегораживает дорогу. Анна Сергеевна даже готова была предложить, как правильно расставить палатки, чтобы заезд стал удобнее.
Другие жильцы более категоричны: ярмарку надо убрать, потому что она небезопасна. Один из моих собеседников напомнил, что на ногу соседки, которая переходила дорогу во время ярмарки, наехала машина, и дело закончилось переломом пятки. Другая бабуля 84 лет вышла на улицу, чтобы купить клубнику. И тоже чуть не попала под машину торговца. Упала от испуга и получила перелом.
Переживают местные жители, что экстренные службы к ним домой по субботам не подъедут так быстро, как следовало бы. А вдруг пожар?
Советское жильё остаётся в цене
В любом случае, дом на Леднёва и сейчас остаётся весьма привлекательной недвижимостью для покупателей, хоть это так называемая вторичка. Здесь хорошая инфраструктура. Например, отопление не АТЭК поставляет, а котельная «Черномормебели». Без перебоев и дешевле, чем у других поставщиков.
В 2017 году в девятиэтажке на Леднёва можно было купить двухкомнатную квартиру – это 45 квадратов примерно – в среднем за 2,5 миллиона рублей, вспоминает Анна Шинцова. Через пару лет такую же двухкомнатную квартиру в этом же доме продавали не меньше, чем за 5 миллионов. Сколько сейчас это бы стоило, неясно. Сравнивать с новым жильём сложно – там ведь площадь той же «двушки» в два раза больше. Только продают квартиры в девятиэтажке очень редко.
Некоторые жильцы сдают квартиры внаём. И были такие квартиранты, которые жили в доме годами. Одна семья стала снимать квартиру, когда у мужа с женой ещё детей не было. Дети появились здесь. В школу пошли. Глава семейства, как и все, в субботниках участвовал, снег во дворе в гололёд расчищал. Когда квартиранты уезжали, даже взгрустнулось. Десять лет они «родными» были.
Квартирант квартиранту рознь
Не всякие квартиранты радуют. Хозяйка поселила на своей жилплощади троих человек, по виду из ближнего зарубежья, а к ним шли каждый вечер много-много людей. Поговорили с участковым. Сан Саныч Граф вызвал новых жильцов, пообщался, и они быстренько съехали.
Есть квартира, которую сдают посуточно. Там всегда шум и гам. Может быть, даже для определённых встреч эту жилплощадь используют. Ни с хозяевами квартиры, ни с квартирантами договориться о том, чтобы вели себя прилично, не удаётся.
Было, когда в один подъезд на лестничную площадку на ночь стал приходить мужчина. Непонятно, как он оказывался на ограждённой территории двора. Судя по одежде, это был не бомж. На полу раскладывал себе подстилку и ложился спать, поворачивался к стенке так, чтобы не было видно лица. Случилось это после начала СВО. Жильцы насторожились. Соседка спросила незнакомца: «Что вы тут делаете?» Он в ответ: «Я же вам не мешаю».
Тревожно было всем. Посоветовались и решили в полицию обратиться. После этого незваный гость исчез.
– Хорошо, что мы умеем вместе решать все проблемы, – радуется Анна Сергеевна. – Я чувствую поддержку людей, которые живут рядом. Как-то под Новый год мне пришлось ухаживать за больной свекровью, и я оставалась с ней в больничной палате. Когда соседи узнали, где я, звонили с такими тёплыми пожеланиями, что невозможно было не растрогаться.