В Южном отделении Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (г. Геленджик) за интенсивностью штормов в Чёрном море наблюдают последние полвека. В недавнем репортаже из этого института, приуроченного ко Дню Чёрного моря, руководитель лаборатория литодинамики и геологии Марина Крыленко сказала «Новороссийскому рабочему», что с каждым годом сила штормов увеличивается, а высота волны растёт. Разрушительнее становятся и последствия этих штормов. И как в воду глядела! Именно Марине Крыленко я позвонила, чтобы справиться о высоте волн на Черном море в ночь на понедельник.
Марина Владимировна сообщила новость, что связи с приборами, усыновленными в Чёрном море и пишущими волновые параметры, до сих пор нет. Предположительно оборвало кабель.
— Но по ощущениям, сила этого «шторма века» была меньше, чем 11 ноября 2007 года, когда в Керченском проливе затонуло четыре судна и погибло 17 человек, — говорит Марина Владимировна. – Тогда на траверзе Голубой бухты в море наши приборы фиксировали высоту волн 11 метров. Сейчас у нас нет катастрофических разрушений. В 2007 году на пирсе института штормом сдвинуло бетонную «будку», в этом году этого не произошло.
Высота волн, по словам учёного, в этом году вряд ли была 10 метров. Судить о силе шторма по волнам у берега неверно, нужно измерять размер и интенсивность волн на глубине. Ведь ближе к берегу волны трансформируются. Марина Крыленко надеется, что прибор, измеряющий интенсивность волн, не унесло штормом. Если данные в нем сохранились, то, когда море успокоится, можно будет точно узнать, что же было в ту ночь на самом деле.
В службе капитана порта Новороссийск «НР» сообщили, что высоты волны никто не измерял. Росгидромет предупреждал о возможный высоте волны 8 метров, но какими они были у новороссийского берега на самом деле, неизвестно.
Я позвонила давнему другу редакции «Новороссийский рабочий» Вячеславу Бердникову, который много лет возглавлял отдел экологии в Администрации морских портов Черного моря. Хотя Вячеслав Сергеевич сейчас на заслуженной пенсии, я попросила его оценить уровень последнего шторма и вспомнить подобные по силе катаклизмы. Вячеслав Сергеевич сказал, что подобные шторма на Черном море бывают часто, вспомнив ближайший эпизод в декабре 2018 года, когда на берег волной поставило балкер «Рио». Но такой печальный исход событий он назвал ошибкой капитана балкера, который повел судно не туда, а не проделкой юго-западного ветра.
«Штормом века» Вячеслав Сергеевич тоже считает события 11 ноября 2007 года, когда в Керченском проливе под натиском ветра юго-западного направления затонуло четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера в море вылилось около 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Сила шторма тогда составила в 6-7 баллов. 11 ноября 2007 года досталось и Кабардинке: два судно выбросило на мель – турецкий сухогруз «Ziya Koc» и грузинское судно «Капитан Измаил». Если грузинскую посудину удалось быстро снять с мели, то турецкий сухогруз на десятилетие поселится у берегов Кабардинки и мозолил всем глаза. Правда, со временем его распилили на металлолом.