Дыхание шторма расправляет паруса

Корреспонденты «НР» полюбовались могучей флотилией, которая образовалась благодаря её создателям, съехавшимся в город-герой со всех уголков нашей страны и не только. Поучаствовать в состязании прибыла делегация из Беларуси.

Такого количества моделей судов (а на создание только одной из них уходит порой несколько лет) вы вряд ли где-нибудь ещё увидите. Экспозиция проходит в ГМУ им.адмирала Ф.Ф. Ушакова.

– Как вам удалось сделать паруса «живыми», они словно пузырятся от ветра? – с пристрастием допытывался один мастер у другого.

– Я вам сейчас расскажу! – охотно начал излагать все нюансы его собеседник, погружаясь в технические подробности.

– Да он же сам под парусом ходит, вот и весь секрет, – разъяснил товарищ мастера.

И правда, паруса у автора будто не клеем обработаны, а солёными морскими брызгами, они словно дышат буйной стихией шторма!

– У каждой модели должен быть запах моря! Тогда это действительно настоящая модель морского судна, – подтвердил и председатель Федерации судомодельного спорта России Владимир Жорник, приветствуя участников.

Взрослых мужчин, у которых, как у мальчишек, горят глаза при виде рукотворных кораблей, на открытии Чемпионата собралось немало.

Корабли с секретом

Много интересного рассказал корреспонденту «НР» Игорь Николашин, который с детства увлекался судомоделизмом.

– Мне, считаю, очень повезло, когда мы с мамой поселились по соседству с Александром Павловичем Сивенцевым, именно он стал организатором «Кубка Цемесской бухты». Мы жили в общежитии судоремонтного завода на ул. Куникова, мастерская Сивенцева находилась в моршколе – так называемой «шмоньке». Александр Павлович чуть ли не каждый вечер брал меня с собой, учил мастерить модели, это стало моим увлечением по жизни. Я рос без отца, и общение с Сивенцевым благотворно на меня повлияло. Моя мама – профессиональная швея – тоже помогала нам: шила паруса для судов, мы их вываривали в чае, чтобы придать нужную желтизну. И на этой выставке я нашёл макет судна с мамиными парусами! – с восторгом сообщил собеседник.

С энтузиазмом настоящего экскурсовода он провёл нас по обширной экспозиции:

– Вот этот корабль Сивенцев делал, когда я был совсем шкетом. Судно называется «Повелитель морей», так и не удалось его завершить, такое бывает. Сейчас модель стоит в одном из городских ресторанов, помню, как мой учитель экспериментировал с убранством: вот эту «золотую роспись» делал из эпоксидной смолы, изобретая разные составы, пушки точил из латуни, всё общежитие недоумевало: почему у Сивенцевых такой шум стоит?

Вот эта модель вообще уникальная, её тоже делал Александр Павлович, – продолжает Николашин. –  Это современное научно-исследовательское судно «Вячеслав Тихонов», знаю, что мастер даже общался с капитаном, чтобы поточнее узнать о внутреннем устройстве, потому что по чертежам не всё было понятно. А ещё, хотите секрет? В каждой модели Сивенцева запрятано его фото. Это как автограф мастера. Только надо знать, где искать.

Игорь Николашин светит фонариком телефона и – о чудо! – действительно в одном из иллюминаторов я вижу крошечную фотографию, мастер улыбается нам.

Наш экскурсовод обратил внимание и на экспонаты, воспроизведённые по чертежам самого Леонардо да Винчи.

– Эту часть экспозиции мы выставили в память о замечательном педагоге Андрее Фёдоровиче Толокнове, который всю жизнь занимался с детьми техническим творчеством, вёл авиамодельный кружок. Собрать модели да Винчи было его идеей. Летом этого года Андрея Фёдоровича не стало, но думаю, что не одно поколение прошло его замечательную школу. К нему ходили и мои сыновья.

Много любопытного поведал судомоделист из историко-технического клуба «Танкоград» Павел Кедров. Челябинец рассказал, что и сам не знает, почему с самого детства принялся мастерить модели судов и увлёкся морской историей.

– Вот эта моя работа – фантазия. Корабль «Санта Мария» –  он перед вами – не дошёл до берегов Америки, потому что его съел кракен – морское чудовище, его вы тоже можете видеть на макете, – поясняет Павел.

Должна быть легенда

А вот и Сергей Шикин – сын знаменитого новороссийского судомоделиста и наставника молодёжи Валентина Силантьевича Шикина. Донкерман по профессии, он представил шесть новых моделей судов. На каждую ушёл примерно год кропотливой работы.  Одна из них – модель судна «Орёл».

– Это первый русский корабль, который ещё отец Петра Первого заказывал у голландских мастеров.  По Волге судно шло к   Астрахани, и тут его настиг Емельян Пугачёв с товарищами.  Экипаж не сдался повстанцу, и тогда Пугачёв сжёг корабль. Вот такая история, я вообще люблю мастерить суда, у которых интересная легенда, – рассказал Сергей.

Чемпионат России и приуроченная к нему выставка – это не просто сбор увлечённых людей. Организаторы подчеркнули, что их цель – подготовка инженерных кадров для судостроительной и промышленной отраслей. А хороший специалист начинается именно тогда, когда приходит ещё школьником в судомодельный кружок.

Неспроста же Чемпионат проходит в ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Посмотреть экспозицию можно в Мраморном зале ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова до 5 ноября (при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность).

Фоторепортаж и видео Анатолия ПОЗДНЯКОВА.