Впервые в Новороссийске прошёл слёт тотально слепых и собак-поводырей

Вы никогда не задумывались над тем, что можете в одночасье ослепнуть? Встать утром и понять, что мир для вас померк. И что тогда делать? И как жить дальше?
Евгений Толкун ослеп в 27 лет, у него произошла отслойка сетчатки глаза. Светлана Телицына переболела гриппом в 12 лет, а в 15 стала тотально слепой, доктора констатировали, что слепота – осложнение вирусной инфекции. Владимиру Егорову поставили диагноз «глаукома», и он постепенно терял зрение, а сейчас, в свои 67 лет, видит лишь светлое пятно – небо и тёмное пятно – землю. И больше ничего. У всех этих участников слёта в Новороссийске, кроме диагноза, есть то, что их объединило, – свой хвостатый помощник – собака-поводырь.
Спасают ли они своих хозяев? Спасают каждый день и каждый час! Переводят через дорогу, доводят до дома, помогают обойти ямы и канавы, скрашивают одиночество, приносят потерянные вещи.
– Рядом с моим домом, в 13-м микрорайоне, вырыли траншею, а я об этом не знал. Мы с Лорой шли в магазин. Вдруг она остановилась и не пускает меня дальше. «Траншея, там глубокая траншея!» – сказали мне прохожие. Если в такую упасть, можно и шею сломать. Так что Лора спасла мне жизнь, – приводит один пример из тысячи инвалид первой группы по зрению Владимир Тюнин.

Владимир Тюнин благодарен своей Лоре за семилетнюю верность и ежедневный труд. Фото автора.


Путь в тотальную ночь у Владимира Васильевича начался в 2006 году, когда его сбил автомобиль на улице Снайпера Рубахо. Зрение мужчины стало стремительно падать, сейчас он полностью ослеп. Однако диагноз не приковал его к кровати, не запер в квартире, передвигаться по городу ему помогает четвероногий друг – смесь лабрадора и лайки по кличке Лора. Два года Владимир Тюнин стоял в очереди на получение собаки – поводырей для слепых готовят в специальном центре в Подмосковье, подготовка такой собаки обходится государству в круглую сумму – в один миллион рублей.
– Когда я окончательно ослеп, долгое время был в депрессии. А как жить дальше? Приходилось учиться делать заново элементарные вещи. Каждый день доказывал себе, что всё в моих руках, – рассказывает 43-летний Евгений Толкун. – В одночасье я осознал, что мне нужна собака. Это и будет мой проводник в прежний мир!

Евгений Толкун (слева) и его Челестина. Справа житель Новороссийска Владимир Егоров с собакой-поводырем Рицей. Фото Мария Ананьева.


Своего нового друга Евгений ждал семь лет, раньше было проблематично «выбить» себе собаку, сейчас время ожидания – два года. Лабрадор Челестина внимательно слушает своего хозяина, прижавшись к его ноге.
– Челестина для меня всё: мой друг, мой помощник, мои руки и глаза! Я благодарен ей за шесть лет, подаренных мне. С возрастом Челестина стала более упрямой, медлительной. Но сегодня, на съезде собак-поводырей в Новороссийске, она вновь как будто ожила, взбодрилась, – радуется Евгений.
Дружелюбную Кайсу все обожают
Хозяйка лабрадора Кайсы Татьяна Бусько, руководитель новороссийского клуба «Кубанский проводник», выходит на площадку и открывает соревнования собак-поводырей, которые должны провести своих незрячих хозяев по полосе препятствий. Нужно обойти расставленные конусы и штанги, не сбив их. Трёхлетняя Кайса демонстрирует блестящую проходку.

Татьяна Бусько и ее верная подруга Кайса. Фото Марии Ананьевой.


Судьба её хозяйки, 38-летней Татьяны Бусько, – это пример того, как можно жить, будучи совершенно слепым. Инвалид первой группы, Татьяна окончила медицинский колледж и сейчас работает массажистом в поликлинике моряков. Каждый день она добирается на работу с помощью хвостатого проводника. Собака-поводырь ведёт Татьяну один километр через город на остановку «Лесной порт», далее они вдвоём садятся в маршрутку и едут на ул. Сакко и Ванцетти. В поликлинике, которая временно располагается в больнице моряков, оборудована комната, где Кайса терпеливо ожидает, когда у хозяйки закончится смена.
– Кайса – весёлая, добрая, дружелюбная, любит подвижные игры, её на моей работе все обожают. Она способна принимать самостоятельные решения. Я, скорее, приложение к моей собаке, – шутит Татьяна.

Участники слёта со своими питомцами. Фото автора.


Между тем и другие незрячие люди проходят полосу препятствий вместе со своими питомцами. Среди лабрадоров, съехавшихся в Новороссийск, выделяется единственная немецкая овчарка по кличке Шаган. Её хозяйка Вероника Якименко родилась у слабовидящей матери. В семье всегда жили собаки-поводыри. И Вероника приняла решение встать на очередь на получение хвостатого помощника.
– Я хотела себе именно немецкую овчарку. А отличие от лабрадора – немцы более серьёзные, собранные, ближе мне по характеру, – рассказывает Вероника о своём Шагане. – Он добрый, дружелюбный, заботливый и бесконечно умный!
Живой спутник выведет на новую орбиту
Светлана Телицына приехала в Новороссийск из Москвы. Её лабрадор Честер демонстрирует блестящую выправку, элегантно подавая под аплодисменты зрителей хозяйке будто случайно обронённую белую трость. Светлана, как и большинство участников съезда в Новороссийске, – мотиватор для других инвалидов, блестящий пример, как можно развернуть свою жизнь, имея собаку-поводыря.
Светлана ослепла в подростковом возрасте, переболев гриппом. Однако она не сдалась, окончила Московскую юридическую академию и до сих пор трудится юристом. Сейчас она эксперт по доступной среде, автор и менеджер социальных проектов, направленных на помощь людям с нарушениями зрения. Лабрадор Честер помогает Светлане передвигаться по стране. Теперь вся жизнь женщины в движении. Именно благодаря просветительской деятельности её и единомышленников, в аэропортах и на железной дороге появились люди-помощники для инвалидов по зрению и других маломобильных граждан.

Светлана Телицына с Честером прилетела в Новороссийск из Москвы.


– Собака – это космический аппарат, который выводит человека на новую орбиту. Для меня Честер – это Бог! Я стараюсь не падать в его глазах, – шутит Светлана. – Такими встречами мы помогаем слепым выйти из дома, приехать из другого города на мероприятие. Поверьте, для незрячего это – целая экспедиция, полная опасности и приключений! Собак-поводырей мы, слепые, поэтому называем хвостики-мостики.
На съезде участники демонстрировали не только навыки своих питомцев, но и обсуждали актуальные проблемы инвалидов по зрению, общались на близкие для них темы.

Мария Бондаренко много лет борется за права тотально слепых в Геленджике. Фото Марии Ананьевой.


– Мы выступаем за то, чтобы инвалидов с собаками свободно пускали в общественный транспорт, – рассказывает Мария Бондаренко из Геленджика, хозяйка лабрадора Инфанты. – Поверьте, что это непросто. В Геленджике мы объясняли это перевозчикам на протяжении восьми лет подряд. И только сейчас дело сдвинулось с мёртвой точки, нас услышали. Мы боремся за установку звуковых светофоров на улицах, требуем обустройства площадок для выгула наших незаменимых помощников и для дрессировки собак-поводырей.
В Новороссийске проблемы у незрячих людей такие же, что и по всей стране.