– Никита, расскажите, в каком возрасте вы стали заниматься футболом, и почему именно футбол?
– Футболом я увлёкся в семь лет в обычной камышинской спорт-школе (Волгоградская обл., – прим. ред.). Это была единственная в городе футбольная секция. Шанса «не стать футболистом» у меня не было: отец раньше играл, тренировал, брат занимался футболом… Глядя на них, я гонял мяч со сверстниками во дворе. А начав заниматься в спортшколе, решил, что бросать не буду!
– Другими видами спорта не пробовали заниматься?
– Чтобы прям серьёзно – нет. Но, конечно, и в волейбол могу сыграть, и в баскетбол. Всему этому учили на уроках физкультуры. В моём архиве есть даже выступление на городских соревнованиях по спортивной гимнастике. Видимо, в 8-9 лет я был крепче других ребят в школе.
– Период становления в детском и подростковом футболе был для вас сложным?
– Да, но меня очень поддерживали родные. Мама – наверное, как и все мамы – просто верила в меня и окружала своей заботой. Брат много подсказывал. Он искал различные варианты, где мне показать себя, а мама делала всё возможное, чтобы я смог поехать на просмотр. Так я побывал в академиях «Чертаново», «Краснодар», «Крылья Советов». Зачастую мне говорили, что я не сильнее местных, а значит, смысла тратить место в интернате на меня нет. Мама в таких случаях всегда была рядом, подбадривала. Но помню и момент, когда уже мне пришлось её поддерживать. После просмотра в «Крылья Советов» она не смогла сдержать слёз.
– Что же такое случилось? Какая-то травма или несправедливость по отношению к вам?
– Обошлось без травм. И показал я себя хорошо. Но тренер тогда не стал обнадёживать. По пути на вокзал мама расплакалась из-за обиды за меня. Тогда я, наверное, совершил один из первых мужских поступков – попросил её не переживать, потому что я не слабее ребят в академиях, а своим трудом и работой над ошибками смогу ещё пробиться!
– В каком возрасте уже получилось это сделать?
– Через пару лет, в мои 14, я поехал в Махачкалу, в академию «Анжи». То время было рассветом «Анжи». Все звёзды играли там.
Был и забавный случай. Мы отдыхали в комнате, как вдруг к нам забегает парень постарше и говорит, что арендаторы предлагают сыграть на деньги. Мы подумали, что их обыграть будет несложно, вернёмся домой с лёгкими деньгами. Быстро оделись, воодушевлённые, вышли на улицу, а они стоят и смеются, говорят нам: «Нельзя быть такими доверчивыми!» Оказалось, они всех приезжих так разыгрывали.
– Но всё же «Анжи» не стал для вас пропуском в профессиональный футбол?
– Нет, мы с напарником вернулись домой (тогда уже в Волгоград, – прим. ред.). И хотя в «Анжи» нам сказали, что их всё устраивает, никаких звонков в Волгоград не поступало. Или нам не говорили об этом. Уже ближе к 18 годам я даже собирался уходить из футбола из-за отсутствия предложений, но потом, по счастливому для меня случаю, «Ротор» решил создать вторую команду, и меня туда взяли.
– Чем отличается волгоградский футбол от новороссийского?
– Отличий особых не могу найти. И здесь, и в Волгограде очень много людей ходят на футбол, ярко болеют, гонят свою команду вперёд – словом, играть для болельщиков удовольствие и большая ответственность. Ты не можешь и не хочешь подводить этих людей, стараясь показать свои возможности и оставить все силы на поле.
– Какие матчи в вашей жизни запомнились больше других?
– Первый – кубковый против «Рубина». Я тогда только перешёл в «Черноморец». Тот ажиотаж и то количество болельщиков, которые пришли, – всё это надолго осталось в памяти. Потом матч в Песчанокопском против «Чайки», когда мы выиграли со счётом 2:1, а мне удалось забить победный гол. Дальше – победа против «Биолога-Новокубанск», когда мы стали чемпионами.
– И всё-таки, какая самая важная победа?
– В жизни – это моя семья, а в спорте – победа во Второй лиге.
– Изменили ли вы отношение к футболу после выхода в Первую лигу?
– Здесь более квалифицированные игроки, и очень многое решают мелочи. Поэтому я стараюсь относиться к ним со всей внимательностью. Стал правильно питаться. С лишними килограммами я бы просто не успевал играть. Помимо основных тренировок я занимаюсь дополнительно. Огромное спасибо Тимуру Викторовичу Абрамову – мы работаем с ним индивидуально.
– А что изменилось в «Черноморце» с приходом Зырянова?
– Константин Георгиевич – один из немногих тренеров, кто общается с игроком «на равных», может и отругать, и пошутить. Он старается сделать нас лучше и заставить работать на полную. Зырянов открыл нам глаза на некоторые мелочи, которые, оказывается, играют огромную роль в футболе. Я стремлюсь внимать всем его наставлениям. Уверен, не каждому футболисту удаётся поработать с таким тренером! Особенно важным он считает умение восстанавливаться после матчей, ведь у нас много перелётов и переездов, календарь очень насыщенный.
– У вас маленький ребёнок. Получается восстанавливаться?
– Да, действительно, в прошлом году я женился, а позже у нас с женой Александрой родилась дочь Мия. С появлением ребёнка кажется, что весь мир крутится вокруг маленького чуда. Но мы с женой уже давно влились в режим и соблюдаем его. Уход за Мией полностью на супруге. Она отлично справляется, очень хорошая и любящая жена и мама. Мы оба неместные, жена из Волгограда. Поэтому здесь можем надеяться только друг на друга. Когда к нам приезжают бабушки, а это случается не чаще раза в несколько месяцев, становится легче, можно даже куда-то сходить, развеяться.
– И куда же вы тогда идёте?
– Мы любим просто пройтись по набережной, открыть для себя какое-то новое место или посмотреть что-то интересное.
– Что в Новороссийске нравится больше всего?
– Очень нравится осень, ранняя, как сейчас. В это время года город спокойный, отпускники уехали, температура комфортная для прогулок. Настоящий бархатный сезон! Мы выходим с Александрой и просто идём вдоль набережной или по другим тихим улицам. Везде красиво, уютно – нам это очень нравится.
– Если говорить про «вторую жизнь Никиты Климова», то кем видите себя после завершения карьеры?
– Надеюсь, что ещё долго буду играть. Если следить за своим организмом и ответственно подходить к тренировкам, можно играть до 40 лет. И даже больше! Хочется, чтобы в конце карьеры я мог честно себе сказать, что сделал всё, что мог, и с удовлетворением перейти к другим делам и увлечениям, которых у меня тоже много. Но какое из них станет потом делом жизни, сказать сложно.
– Как вы думаете, у вас есть футбольные фанаты в Новороссийске?
– За «Черноморец» я сыграл уже 95 игр, приближаюсь к сотне! Мне бы хотелось и дальше помогать команде и радовать наших болельщиков. Я знаю, они хотели бы видеть нас выше в турнирной таблице. Могу заверить: каждый футболист «Черноморца» отдаёт себя игре на поле на все сто процентов!
Что касается моих личных фанатов, то не думаю, что их так же много, как у нападающих. Моя позиция больше про черновую работу, что менее заметно болельщику, я это понимаю. Мне кажется, есть те, кто симпатизирует мне и моей игре. Им спасибо! Когда они пишут и поддерживают, я стараюсь ответить каждому.
– Мы очень симпатизируем вашей игре и желаем вам и вашей семье только побед – как в личной жизни, так и на футбольном поле!