Физкультура

«45 лет прошло, как я окончил среднюю школу №15 города Павлодара. Учителями физкультуры в школе №15 были супруги Переверзевы, Борис Кириллович и Вера Петровна. Само собой разумеющееся, класс поделили на девочек и мальчиков. С девчонками вела урок Вера Петровна, Борис Кириллович тренировал мальчишек. Девочки обожали Веру Петровну, Бориса Кирилловича любили все! Самое тяжёлое в сентябре на уроке физ-ры, — разминка. Учитель «выдавливал летние пирожки» из нас, нагружая организм подростков до предела всевозможными упражнениями. Мы так уставали, что 500-метровый кросс вокруг школы бежали через силу.

Когда наступали холода и занятия перемещали в спортзал, разминочные мучения продолжались. Необычные упражнения вызывали недоумение и даже нежелание выполнять нелепые, на наш взгляд, задания. Учителя тактично, но настойчиво заставляли их делать, убеждая, что комплекс необходим для усиления группы мышц позвоночника. Один пример: сидя на полу, колени согнуты, руками опираясь на пол сзади, ногами необходимо в воздухе написать цифры двумя ногами от 1 до 9 под углом 45 градусов. Позже узнал, что упражнения эти придумал американский врач Поль Брегг, в Советском Союзе при Брежневе уже не сажали за подобные эксперименты, но и по головке не погладили бы точно.

Физика

Слисенко Иван Иванович, учитель физики. Разработал и изготовил первые экзаменаторы в Павлодаре, унылая физика превратилась в увлекательный и понятный предмет. Иван Иванович умел посреди объяснения поведать нам забавный случай из жизни великих физиков, что вызывало дружный смех и восстановление работоспособности учеников.

Один раз в неделю на спаренных уроках проходила лабораторная работа, класс, 42 человека, делился на группы по 6 человек. Пропорционально формировалась группа из отличников, середняков и слабоуспевающих учеников. Такой способ проведения лабораторных работ дал положительный результат уже к концу полугодия.

А однажды Слисенко И.И. взял глобус, наклеил квадратики из зеркала, поставил моторчик — и получился вращающийся зеркальный шар, его он подвешивал в спортзале или в актовом зале, в зависимости от того, где проходили школьные танцевальные вечера учащихся, общее освещение выключалось, на зеркальный шар направляли луч света, и начиналась сказка!!!

Неорганическая химия

Химию мы стали изучать в 7-м классе, вела уроки Герасимова Татьяна Александровна. Человек удивительный, Татьяна Александровна умела так преподнести сложную науку химию, что она казалась «проще пареной репы»! Придумывала скороговорки, чтобы легче было запомнить материал. Прошло полвека, а я помню те незамысловатые слова!

С уроков химии не сбегали, а двоечники, на которых остальные учителя давно махнули рукой, получали заслуженные пятёрочки!

Трудовик

В нашей школе учителем труда был Гончаров Николай Денисович, мужчина неразговорчивый, с золотыми руками! Под его руководством мы учились работать с инструментом, и эти навыки мне пригодились. Впервые нам доверили работу на токарном и фрезерном станках, при изготовлении стамесок, молотков и прочего инструмента.

Школе определили шефа — ПРМЗ, Павлодарский ремонтно-механический завод. Рабочие завода трижды в неделю вечерами играли в школьном спортзале в волейбол. Руководство школы обратилось к шефам за помощью — выделить несколько тонн арматуры, уголка и 150-200 штук асбестовых труб определённого диаметра и длины. Николай Денисович замерил периметр школьного двора, сделал чертёж решётки и количество материала, необходимого для изготовления забора вокруг школы. На уроках труда под руководством учителя старшеклассники резали арматуру и уголки механическими ножницами. После чего при помощи электросварки, которую Николай Денисович никому не доверял, изготавливали решётки, выкапывали ямы под трубы, в которых делали отверстия для крепежа решёток забора между собой, устанавливали часть забора, которую окончательно крепили при помощи электросварки. Работа по изготовлению и установки забора продлилась 2 года. 45 лет забор стоит, будто вчера сделали!

Литература

Людмилу Александровну Соловьёву, учителя русского языка и литературы, мы полюбили сразу. Людмила Александровна могла объяснять новый материал и наизусть прочитать стихи Есенина. Учитель рассказывала нам не только о творчестве Есенина, но и о его поступках. Рассказывала про Маяковского и других поэтов Серебряного века. На уроках Людмилы Александровны мы впервые узнали о Северянине, Марине Цветаевой, о Коктебеле, где проживал Максимилиан Волошин, куда летом стремились поэты отдохнуть душой и телом. Познакомила с творчеством Брюсова.

Уроки литературы превратились из хрестоматийных в увлекательные путешествия во времени.

Соловьёва научила нас сокращать слова, чтобы, конспектируя в институте лекции, мы смогли разобрать, о чём написано. Рассказала принцип создания сочинения и любого прозаического произведения.

Дарья Ивановна

Особое место среди плеяды великолепных учителей занимает ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ, Дарья Ивановна Ермолаева. Я тогда жил в деревне, был бойким парнишкой, сорванцом. Первые уроки мне не понравились, и я спокойно после звонка на урок уходил с портфелем домой.

Так продолжалось несколько дней, учитель узнала, что моя мама проходит мимо школы на обед, дождалась и рассказала о моих художествах. Не буду описывать, как меня мама убедила не прогуливать школьные занятия. Но никогда больше за все 10 лет учёбы я не прогулял ни одного занятия.

Человек добрейшей души, Дарья Ивановна из сорванца сделала не только ученика, не прогуливавшего занятия, но и рассмотрела способности к учёбе. Я стал лучшим учеником в классе. Моя фотография красовалась на Доске почёта школы!

Классный руководитель

Токаева Александра Сагинтаевна — учитель русского языка и литературы. Для нас эта женщина стала, без преувеличения, второй мамой. Мы её любили, а обидеть её и думать не моги! Но однажды это случилось! Во время классного часа и задушевной беседы учителя с нами одноклассник Иса Кастоев проходящей мимо него учительнице прицепил на спину белую нитку. На тёмно-синем костюме нитка выглядела эффектно, класс дружно хохотнул, Люда Хода подбежала и сняла нитку со спины Александры Сагинтаевны. Женщина заплакала, мы притихли, начали робко, поодиночке, потом все вместе просить прощения. Иса был подавлен своей выходкой, Учитель в слезах вышла из класса, мы гурьбой накинулись на Кастоева, он признался, что не ожидал такой реакции. Наши извинения не принимались, Учитель ушёл!

Скинулись на торт и приехали всем скопом на квартиру к нашей маме! Дверь квартиры открылась после звонка не сразу. Щёлкнул дверной замок, на пороге стояла наша мама, домашняя и хмурая. Мы наперебой стали просить прощения, вдруг она улыбнулась и пригласила в квартиру. Такого чаепития больше не было в моей жизни. Мама ругала нас ласково, упрекала и прощала! Как все мамы!

Александра Сагинтаевна знала о каждом подопечном всё: семейное положение, достаток, сильные и слабые стороны. Главное, она нас любила! И мы отвечали взаимностью. Она сплотила нас, мы были самым дружным классом, справляли дни рождения сообща, на школьных спортивных состязаниях бегали болеть друг за друга, девочки за пацанов, мальчики за девчонок. Ни у кого в школе не было таких преданных болельщиков!

Когда спустя 25 лет мы организовали встречу, одноклассники единодушно высказали пожелание пригласить Александру Сагинтаевну, нашу вторую маму. Она совсем не изменилась, так же любила нас и каждого помнила!

Н.И. Шибанов».