В 15-20 метрах от памятника жертвам фашизма «Непокорённым», в селе Цемдолине, отсыпана площадка. Похоже, что оборудуется отстойник для большегрузов или место для хранения контейнеров.

Новороссийцы считают это вандализмом. На место выезжали полиция и общественные активисты.

Тревогу забила известная активистка из станицы Раевской, краевед Виктория Кармалюк. Направляясь в город, она заметила горы грунта у памятника, который хорошо заметен с трассы, остановилась, не поленилась подойти к нему. Она увидела, что практически впритык к памятнику отсыпана гравием новая площадка. Активистка сделала фотографии, сообщила об этом в соцсетях.

— Я зашёл в кадастровые карты и увидел, что в непосредственной близости от памятника сформирован участок, назначение которого — «рынки, транспорт, хранение автотранспорта». Очевидно, что это очередная площадка под складирование контейнеров или отстойник для контейнеровозов, — рассказывает «Новороссийскому рабочему» общественный активист и краевед Сергей Стряпухин. — Однако почему-то владельцы участка забыли об охранной зоне этого памятника федерального значения, а она составляет не менее 60 метров. Это не просто обидно, это недопустимо! Этот памятник был установлен на братской могиле, где захоронено более 400 жертв фашизма — отравленные газом и расстрелянные в Новороссийске в 1942-1943 годах. В 1947 году эту братскую могилу эксгумировали по просьбе родственников жертв с целью опознания погибших. Охранная зона памятника предполагает, что в этом месте можно лишь сажать деревья, но не обустраивать площадки для контейнеров или делать стоянку для фур.

— Это полное безобразие. Отсыпанная щебнем площадка попадает в зону охраны памятника «Непокорённым», строительные работы не согласованы ни с управлением архитектуры города Новороссийска, ни с управлением по охране памятников культурного наследия Краснодарского края, — констатирует сотрудник отдела археологии Новороссийского исторического музея-заповедника Игорь Кузин. – Кроме того, этот участок «наезжает» ещё и на памятник археологии. Как минимум, его нужно было обследовать и произвести там выемку материалов.

На место были вызваны сотрудники полиции, которые также начали проверку. Жалобы общественные активисты направили прокурору города, в ветеранские организации.

Корреспондент «Новороссийского рабочего» связалась с заместителем главы города Александром Яменсковым, курирующим транспорт, с целью прояснить ситуацию. Чиновник сообщил, что проверку по данному факту начало контрольно-ревизионное управление города в рамках правового законодательства.

В пресс-службе городской администрации «НР» сообщили: «Контрольно-ревизионным управлением в ходе объезда территории муниципального образования город Новороссийск выявлен факт массового размещения складирования стандартизированной многооборотной логистическое тары (контейнеров). Проведены проверочные мероприятия по земельному участку, расположенному в непосредственной близости к мемориалу «Непокорённым». Собственнику земельного участка направлен акт, в котором указано о допущенных им нарушениях земельного законодательства, а именно нецелевого использования земельного участка. В случае неустранения нарушения в добровольном порядке администрация оставляет за собой право обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением».

Жанна Мингилевич, активистка группы «Общественный контроль — Новороссийск»:

— В ситуации с памятником «Непокорённым» в Цемдолине, который по своей исторической значимости приравнивается к мемориалу «Малая Земля», меня поразила наглость капитала. Вот так просто бизнесмены взяли и раскатали в площадку холмы, где, предположительно, тоже могли быть захоронены люди. А за что, скажите, были расстреляны эти люди, которые захоронены в этой братской могиле в 1942-1943 годах?

То, что мы наблюдаем сейчас, это фашизм в чистом виде, только фашизм капитала. Негодяи обрубают нашу историю любой ценой. Мы ведь рядом с памятником нашли кость, предположительно плечевую. Стало не по себе… Пригласили Следственный комитет. Позже антропологи выяснили, что кость не принадлежит человеку. Сразу отлегло от души.

В городе Новороссийске много памятников героям Великой Отечественной войны. И вся их проблема в том, что они хоть и состоят на учёте, но их границы не зафиксированы. Поэтому землю пытаются «разобрать».

С примерами такого поведения в Новороссийске приходится сталкиваться нередко. И «Новороссийский рабочий» не раз вставал на защиту памятников Великой Отечественной. Мы писали о том, что постоянно паркуются машины, в том числе фуры, у памятника «Танк» на «той стороне» и у «Расстрелянного вагона». Контейнерная площадка оборудована под памятником «Дзот Сарайчик». Памятник «Торпедный катер» на набережной Адмирала Серебрякова окружён строениями, а припаркованные перед ним автомобили закрывают вид на него. В десяти метрах от памятника «Линия обороны», на Мысхакском шоссе, построили торговый центр. С огромным трудом новороссийцы благодаря вмешательству Следственного комитета и его руководителя отстояли от застройки место рядом с братской могилой в Мысхако. Но возведённый впритык к братской могиле и мемориальной зоне забор там до сих пор не снят.

— Александр Бастрыкин, руководитель СУ СК РФ, дал указание сообщать обо всех таких актах вандализма по отношению к памятникам Великой Отечественной войны. Мы собираемся ему докладывать всякий раз, как только будет зафиксировано нечто подобное, — такими словами завершила свой комментарий Жанна Викторовна.

Фото Виктории Кармалюк, Сергея Стряпухина, Игоря Кузина.