Школой жизни стала война
Он, коренной новороссиец, пришел в порт летом 1941-го, когда окончил школу. Собирался стать врачом, готовился поступать в Кронштадтский мединститут, но тут война, и парень пошел помогать стране. Начинал грузчиком, вместе со всеми работал для нужд армии по 12-15 часов, нередко под бомбежками.
А через год ушел на фронт. Направили в Орджоникидзевское военное училище, однако закончить его парень не успел, всех курсантов срочно перебросили на Северо-Кавказский фронт, где враг рвался на Кубань и к нефтяным скважинам Грозного.
Военная география Мартиросяна – Южный, Северо-Кавказский и Степной фронты, затем Карельский и 1-й Украинский фронты. Сразу показал себя хорошим солдатом. Вот выписка из партийной характеристики на гвардии старшину, командира орудия Мартиросяна: «В 1942 г. был командиром противотанкового орудия, в боях под Моздоком осенью 1942 г. во время атаки орудие подбило 7 немецких танков. Лично тов. Мартиросян Т.А. подбил три танка».
Он закончил Великую Отечественную в Праге. И оттуда отправился на парад Победы. Орденоносец-портовик Тигран Мартиросян маршировал 24 июня 1945 года по Красной площади в Москве. Второй раз история призовет его, уже как героя труда, на такой же парад 9 Мая 2000 года.
Залог успеха – знания и труд
Он вернулся в Новороссийск в 1947 году, сразу после демобилизации из Вооруженных сил. Для себя решил, что главное дело жизни – порт, он должен помочь восстановить его, и – город. Он должен сделать их самыми лучшими.
Быстро освоил специальность крановщика, затем электромеханика. Деятельного и ответственного специалиста повысили до начальника автобазы порта.
Зарекомендовавшего себя Мартиросяна направляют на учебу – с 1952 по 1954 год Тигран Аветисович часто бывает в стенах Харьковской школы профдвижения ВЦСПС, которую закончил с отличием. Он любил учиться, понимал важность знаний и стремился к ним, потому и дальше продолжает обучение – в Одесской мореходке, заочно оканчивает Одесский институт инженеров морского транспорта.
Набирался опыта – производственника, руководителя, общественного деятеля: исполнял обязанности начальника морского вокзала, возглавлял отдел труда и зарплаты, более 10 лет трудился заместителем начальника НМТП по эксплуатации, руководил партийной и профсоюзной организацией порта. Затем двухлетняя загранкомандировка в Бангладеш по линии «Совинфлота» при Торгпредстве СССР.
Автор больших достижений
Вот с таким профессиональным багажом Тиграна Мартиросяна в декабре 1975 года назначают начальником НМТП. За 14 лет под его руководством порт сделал огромный рывок вперед, а его начальник проявил себя не только как талантливый руководитель, но и как ответственный гражданин и патриот Новороссийска.
Именно вторую половину 70-80-х годов ХХ столетия Тигран Аветисович считал серебряным веком предприятия, когда удалось значительно увеличить технологический потенциал порта, кардинально обновить механизацию, его качественные и количественные показатели.
На нефтерайоне начал работать нефтепричал №1, чья мощность перевалки до 40 млн тонн нефти в год. Коренную реконструкцию пережил Восточный район, здесь впервые в СССР внедрили пневматическую погрузку навалочного цемента. Появились судоремонтные мастерские, больше внимания стали уделять подготовке высококвалифицированных специалистов. В Новороссийском морском торговом порту создали два специализированных терминала – по приёму масла и экспортных виноматериалов, перегрузочные мощности для перевалки зерна и элеваторные емкости, реконструировали морвокзал, значительно обновили портофлот.
И что очень важно – портовики заглянули в ХХI век, внедрив технологию линейной лихтеровозной доставки грузов.
Коллектив неоднократно становился победителем всесоюзного социалистического соревнования. Порт стал лидером и в создании передовой системы социальных гарантий. Для коллектива и членов семей портовиков было построено тысяча квартир и санаторно-курортный комплекс в Геленджике, детсады и ясли, реконструирован клуб портовиков. Эта система стала примером для других городских предприятий, что ускорило темпы развития Новороссийска.
В ПАО «НМТП» не забывают заслуги Мартиросяна. Фотографии, газетные статьи о начальнике порта – на почётном месте в музее предприятия, а ветераны всегда рассказывают о нём посетителям музея – как молодым портовикам, так и школьникам. А в портофлоте его именем назван буксир.
Мирный труд и заслуги Мартиросяна перед страной и городом были отмечены государственными наградами – орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многими медалями. Новороссийцы избирали его депутатом городского Совета и председателем избирательной комиссии.
Энергия, опыт, авторитет
Когда Тигран Аветисович в 1989 году ушел на пенсию, он не отошел от дел. Кипучая энергия, опыт и непререкаемый авторитет оказались востребованы городским сообществом. Тигран Мартиросян возглавил городской Совет старейшин, с ним часто советовались власти при обсуждении важных для города проблем.
В 1997 году ему заслуженно присвоили звание Почётного гражданина Новороссийска.
Люди, в то время руководившие Новороссийском, тепло вспоминают о Тигране Мартиросяне.
– Я могу сказать о Тигране Аветисовиче только хорошее, – рассказывает «Новороссийскому рабочему» Валерий Прохоренко, в советские годы работавший на руководящих должностях в советских и партийных органах Новороссийска, глава администрации города-героя с 1992 по 2002 годы. – Человек высокой ответственности за порученное дело, уникальный и интересный руководитель. Его талант и чувство долга, например, проявились во время трагедии с теплоходом «Адмирал Нахимов». Мартиросян в тот момент был в заграничной командировке, но постоянно поддерживал по телефону связь и руководил работой спасательных сил порта, а когда вернулся, взялся за дело лично. Ситуация тогда была сложная, в городе находился секретарь ЦК КПСС Гейдар Алиев, краевой начальство, все были напряжены. И вот какое бы поручение и просьбу ни высказывали в адрес директора порта, я был уверен, что Тигран Аветисович все исполнит. Так и было. Причем во всех вопросах. Он всегда заботился о городе. Помню, порт отвечал за содержание всей набережной, и Мартиросян непременно находил средства на благоустройство и поддержание её в должном порядке.
– Это был человек-глыба,– делится воспоминаниями Владимир Солдатов, руководивший Новороссийским горисполкомом с 1980 по 1987 годы. – Людей такого масштаба тогда было немного. Я, как председатель горисполкома, относился к нему с пиететом, потому что он был мне очень симпатичен. Мартиросян – удивительно демократичный, доступный, решительный руководитель, каковыми, по моему мнению, были представители поколения фронтовиков. Он был профессионально готовым к руководству таким портом и справлялся с этим на 150 процентов. Если же власти обращались к нему с просьбой что-то сделать для Новороссийска, помочь в чем-то, всегда говорил «да». И коллектив порта тогда был под стать начальнику – мощным, передовым, интересным.
– Тигран Аветисович начинал свой рабочий день с посещения грузовых районов, знал всех бригадиров, докеров и тальманов по именам, общался с ними, чтобы получить информацию о том, как идет работа, из первых уст, – вспоминает депутат городской Думы нескольких созывов Владимир Шейко. – Это помогало Мартиросяну принимать верные управленские решения. Он начинал трудовой путь грузчиком и считал докера самым главным человеком в порту. Я тогда руководил горкомом комсомола и видел, как трепетно он относится к молодежи, помогал молодым специалистам, поддерживал комсомольско-молодёжные бригады, стимулировал людей учиться. К нему работники могли обращаться напрямую с какой-то рабочей проблемой, и знаю, что он всегда старался найти выход. Человек очень порядочный, держал слово. В 90-е годы, когда занимался бизнесом, я сталкивался с работниками порта и слышал от них много теплых слов о Мартиросяне. А он, уже как общественный деятель и уважаемый всеми, в 90-е приложил немало усилий, чтобы направить энергию различных политических и общественных организаций в продуктивное для города русло.
– Когда редакция в конце 80-х годов въехала в помещение на улице Советов, 13, Тигран Аветисович через несколько дней пришел ко мне в гости, – вспоминает главный редактор «НР» Владимир Бурлаков. – Спросил: «Вы знаете, в какой дом переехали? Его построил порт, здесь живут самые заслуженные работники». А закончил шутливым: «Ну уж коль мы теперь соседи, будем дружить домами. Вы будете писать о нас хорошо, а мы будем относиться к вам хорошо». Про него говорили, что он порой бывает жестким руководителем, а вот тут предстал как добрый сосед. Чем меня сильно удивил. После этого редакция и порт планировали и проводили немало совместных акций, и Мартиросян всегда шел этим проектам и новостям навстречу, потому что сам становился их творцом. Это же делалось для портовиков и ветеранов порта, их семей, а для нас они – значительная часть аудитории.
– Тигран Аветисович внес огромный вклад в развитие НМТП, он заботился о рабочих предприятия. Мы не забыли, как много он делал для города и его жителей. Сегодня в ПАО «НМТП» портовики бережно хранят память об этом человеке, – говорит Сидоренко Татьяна Алексеевна, председатель Совета ветеранов ПАО «НМТП».– На таких примерах верности своему делу и своему долгу надо учить нынешнюю молодежь!
– Тигран Аветисович помогал нам развивать материально-техническую базу парков культуры и отдыха, – добавляет Александр Титов, бывший руководитель отдела культуры Новороссийска. – Я в 80-е годы возглавлял отдел культуры и помню, что наш город был передовым в плане обустройства парков отдыха. Но техника все равно была нужна. И вот на какой шаг мы однажды пошли с Тиграном Аветисовичем. У него был списанный погрузчик, но передать нам эту машину Мартиросян не имел права. Но подсказал выход. Мы сдали металлолома столько, сколько весил погрузчик, справку об этом отнесли в порт, а нам отдали тот погрузчик. Наши умельцы его восстановили, и он еще долго помогал нам в работе! Все знали, что Мартиросян – начальник, который вывел порт в передовые в масштабах Советского Союза. А еще он был знатоком довоенной истории Новороссийска, рассказывал нам много интересного, чего нигде не прочтешь. Забота о городе была его гражданским долгом, и он его выполнял всегда.
Фото предоставлены ПАО «НМТП».