В 1 «А » попал незаконно

«В первый «а» средней школы № 2 города Грозного в 1960 году я попал «незаконно». К заслуженной учительнице РСФСР Косаревой Екатерине Васильевне набирали только детей руководящего состава республики.

Прошедшие только детский сад, они уже читали и писали. Я был единственным, жившим с бабушкой не в центре и неграмотным. Учительница в панике кинулась к директору с мольбой: «Заберите!». Руководитель центральной школы республики, Мария Васильевна Пугачева,  глядя по очереди нам в глаза, вполголоса заговорила. «Нельзя! Его бабушка  в годы войны была учительницей осиротевших учеников младших классов. Сегодняшних родителей ваших учеников и высоких руководителей. Маму его направило в Новороссийск министерство для  участия в создании  нефтяного порта. Без которого наши заводы встанут. Отец строит на Сахалине. Ученик не  пишет? Так это бабушка по нормативу Минпросвещения не стала готовить. Зато научила читать по-старославянски. А то, что живут не в центре? Государство, в знак признания заслуг, выделило его деду  участок, о котором лишь мечтают….»

Через три недели я читал и писал как все.  С материнской любовью  Екатерина Васильевна терпеливо «мобилизовала» воедино  всех сорок четыре ученика. По очереди мы выходили к доске. Ребята повторяли, а я узнавал новые буквы. Прописи осваивали вместе. Екатерина Васильевна  настойчиво «высиживала» буквы рядом с каждым. При этом, видела всех.  Умела создавать веселые ситуации, отчего наши «подвиги» заканчивались смехом. Мол, ты зачем заглядываешь ей в тетрадь? Как она — не напишешь.  А заглянет к тебе — испугается «достижений». Старайся сам, ты же можешь!

Цифры надо видеть!

С первого класса началось не столько обучение нас знаниям, сколько воспитание из нас думающего человека. Видимо, перенимая этот опыт Екатерины Васильевны, у нас часто сидели учителя-предметники.  Стихотворение  не просто заучивалось  и выразительно читалось. Мы были готовы, что прервут и зададут вопросы: «а где и почему  здесь запятая?», «а если он не прав?», «а как бы ты написал?», «а у кого ты читал подобное?».

Жесткое требование  к знанию  таблицы умножения  вскоре сплелось с требованием «видеть» цифру. Из разных рядов класса  стоящему у доски назывались две  двухзначных  цифры. Закрыв глаза, чтоб видеть  цифры, ты обязан выдать ответ.  Второй ученик за твоей спиной  эти же цифры перемножал, но уже на доске. Вместе потом класс обсуждал  разницу результатов.

К средней школе Екатерина Васильевна сформировала в нас убеждение: ты обязан  в равной степени глубоко зная  математику и русский язык с литературой, постоянно задавать и отвечать в них на вопросы «почему?». Иначе будешь ущербно мыслить и бесцельно жить….

К четвертому классу мы чувствовали себя почти взрослыми

А самое главное, в нас «внедрялась» подготовка к завтрашнему дню. Сложился  негласный запрет на попытки кичиться статусом родителей, даже ссылаться на волю «свыше». Выработался резонный вопрос: «А ты сам?». Екатерина Васильевна на первом же классном часе-еженедельном собрании объяснила:  мол, вместо  вас вашу жизнь никто не проживет. Решать свои проблемы и отвечать за ошибки вам сами. Родители только  могут помочь достигнуть намеченной вами цели или подсказать, где можете споткнуться. 

И мы  вскоре осознали себя чуть ли не взрослыми.  На собрании сначала выступали желающие рассказать о своих проблемах. Обсуждение и дискуссии, порой, были долгими. Периодически,  по плану родительского комитета, перед нами выступали с производственными и социальными вопросами  наши родители. Заодно, как правило, выслушивали  наши просьбы об экскурсиях  на завод, в  НИИ, в очередной музей или  в соседнюю  республику.  Не на все морально-этические вопросы родители находили ответ. Разведя руки, оборачивались к Екатерине Васильевне, всегда находившей компромисс…

Поступить как инстинкт подсказывает или по совести?

 Надо ли говорить, что в средней школе с нами было не всем учителям легко! Нашей нестандартностью мы «заражали» соседние классы, а в какой-то степени и часть учителей.   Потому классным руководителем нам была назначена Вера Константиновна Щашлова — учитель математики. У  нее был мудрый талант терпеливо находить мирное разрешение нашим подростковым проблемам, применение амбициям. 

Поныне нам, одноклассникам, зримо видится ее любящая ирония во взгляде и вопрос в любой ситуации ровным голосом: «Ну что вы как дети? Давайте подумаем…» Для нас была важно ее дружба с двумя значимыми  личностями школы. С проблемой «поступить как инстинкт подсказывает или по совести», мы подходили к Раисе Андреевне  Кушнаревой, учительнице языка и литературы. По общественно-политическим проблемам – к Галине Александровне Тютчевой, учительнице  истории и секретарю парторганизации. Кстати, благодаря этим учителям в школе не было формализма с наступлением срока вступления в комсомол. Только по желанию.  Нечто подобное принципу в школе  я услышал через годы  от секретаря парткома Новороссийского пароходства Подборского Юрия Николаевича: мол, вступай таким, чтоб организация  стала от тебя лучше…

Повезло поработать и учителем

Первая наша учительница, Екатерина Васильевна Косарева, хоть раз в четверть, приходила к нам на собрания. А после восьмого класса стала моим Ангелом-спасителем.

Поныне не знаю за что мне «отомстила» недавно ставшая нашим классным руководителем, учитель химии  Евгения Михайловна Гнишевая. Через неделю после экзаменов, зная, что новая директор в командировке, вручила мне подмахнутые у исполняющей обязанности,  мои документы. «Иди-нефтяной техникум примет без очереди…».

Меня случайно в огромном Грозном в конце июля увидела Екатерина Васильевна. Лишь начался разговор, приказала: «Утром в восемь – перед кабинетом директора!!». Едва увидев мои документы, директор взорвалась: «Позор! Школе…». Сложив руки на груди, растерянно заговорила. Мол, прости нас!. Внук Матрены Исидоровны!… Мама в актовом рассказывала о чуде Шесхариса … В газетах печатаешься… Ученик Екатерины Васильевны….

Среднюю школу я закончил в своем классе. Большинство из нас,  одноклассников — нефтяники. Порой были и генеральными директорами. Мои два: гуманитарное и инженерное образования – норма: каждый поныне в равной степени и физик, и лирик.   Поработал и учителем, в том числе,  в новороссийской школе № 40. Одноклассники «завидуют»: «Повезло: принял эстафету от Екатерины Васильевны!». 

Хотя каждый, будучи руководителем, порой многотысячных,  коллективов, сумел проявить дар Первой нашей учительницы: быть Ангелом хранителем  всех, кого доверила тебе Судьба!

Губарь В.А., участник сообщества «Истоки».