На повестке дня – «Обнимательная машина» — это особый спектакль Новороссийского муниципального драматического театра им.В.Амербекяна. Он состоялся в рамках специальной программы и сделан в Лаборатории театров малых городов, которую проводит Государственный театр наций. Всего за несколько дней под руководством режиссёра Юрия Квятковского наши актеры и создали «Обнимательную машину».

О чем же этот спектакль?

Актерам удалось показать внутренний мир девочки-аутистки, которая, приехав к тете в деревню, подружилась с коровой Лушей. Поля модернизировала «под себя» устройство, которое использовали на ферме для того, чтобы успокоить коров. Собственно, у этой пьесы, написанной Маргаритой Кадацкой, есть реальная основа. Женщина, которая изобрела «Обнимательную машину», — Темпл Грандин, учёная-животновод с аутизмом, ставшая нобелевским лауреатом по биологии.

Спектакль -эскиз НМДТ «Обнимательная машина» – камерный, зрители сидели не в зале, а на сцене. При этом у многих актеров роли были бессловесными. Текст за них читали ведущие.

Девочку Полю играли две актрисы. В первой части, где у Поли строго очерченное личное пространство, за рамки которого она никого не пускает, роль исполняет Ольга Кушпель. Во второй части, когда Полина, не обнаружив на ферме своей машины, придумывает новую модель, в которой участвуют уже живые люди, соседи, главную роль исполняет Екатерина Васечко.

Спектакль-загадка, спектакль-эксперимент, спектакль, который показывает внутренний мир особенной девочки, ее мечущиеся туда-сюда мысли, ее странное поведение.

Группе актеров, которая изображает подсознание героини, не просто. Труппа то объединяется в едином порыве, то демонстрирует, что называется, «разброд и шатание». Интересно наблюдать в этот момент каждого актера в отдельности.

Об этом, кстати, очень четко сказала известный театральный критик Татьяна Тихоновец.

Это спектакль -перфоманс, психо-эмоциональный спектакль, — сказала она, — Квятковский подверг текст деструкции, разбил его на пазлы, которые в итоге в порыве «обнимашек» собираются воедино. — Так во время профессионального «разбора» спектакля выступила Татьяна Николаевна. – Сама эта тема очень интересная. Главная героиня – девочка, лишенная простых человеческих качеств, той же эмпатии. Но она понимает то, чего не понимают другие люди. Ее мир разбит, и текст разбит. Сегодня многие современные дети (отнюдь не аутисты), попадая в чужеродную среду, тоже мало что понимают. Например, они не знают, что такое корова или курица, так как никогда не видели их вживую. Я знаю реальные случаи, когда детдомовские дети не могли понять, что такое сахар, потому что в детдоме им сразу давали сладкий чай. Не знают, для чего нужны деньги. Что касается главной героини, то она руководствуется больше тактильными ощущениями. Например, корова Луша для нее – вельветовая. Кстати, всем современным детям не хватает этих тактильных ощущений, они называют их «обнимашками».

На разборе эскиза спектакля много говорили о смелости нашего театрального коллектив, который не боится идти на эксперименты, заглядывать за грани. И, как мы уже говорили о лабораторных спектаклях, — прошедший показ – далеко не окончательный вариант.

В каком виде зрители смогут посмотреть его в другой раз? Пока никто этого не знает. Возможно, у режиссера возникнет замысел кое-что переделать. В любом случае от лабораторных спектаклей – огромная польза. Это развитие театра, особые ощущения актеров, их профессиональный рост.

А для зрителей – повод задуматься об общечеловеческих ценностях.

Вот что написала одна из постоянных поклонниц театра, поэтесса Елена Ковалюк:

«Меня удивил нестандартный подход к раскрытию темы людей с аутизмом, оригинальность подачи и великолепная игра наших актёров, поставленных сложную задачу — исполнять роль людей, которых очень трудно понять.

Было сложно, временами на глазах проступали слёзы, на душе было тяжело и больно от понимания с какими трудностями сталкиваются аутисты и их семьи.

Это только зарисовка, работа над спектаклем будет продолжена, но одно мне понятно — эту тему надо поднимать, надо учиться принимать людей и детей не таких как мы, надо помочь им найти своё место в нашем мире.

В основу до спектакля легла реальная история о девочке Tэмпл, которая чтобы снять напряжение со своего тела, изобрела обнимательную машину. Я думаю, что не только особенным детям нужны объятия и человеческие чувства, нам тоже часто не хватает тепла и любви. И я хочу сейчас обнять всех вас!»

пфки #фондкультурныхинициатив #ТеатральнаяГавань

Проект реализуется при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив
@pfci_grants

Фото Виктории Николаенко