Написать о председателе Новороссийской общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей Валентине Кривенде, на днях отметившей свое 85-летие, нас попросили ее товарищи, которые ценят своего председателя за поддержку и неравнодушие в самых разных жизненных ситуациях.

— Двадцать лет я занимаюсь общественной работой, из них 15 лет – возглавляю организацию, объединившую бывших малолетних узников, — делится Валентина Павловна. – За эти годы удалось свыше 1 200 наших товарищей бесплатно обеспечить всеми техническими средствами реабилитации. Трое узников получили высокотехнологичную операбельную помощь, двое – по замене суставов, один – по восстановлению зрения.

А все началось с того, что на одной из конференций Валентина Кривенда познакомилась с представителями фонда «Память поколений», который возглавляет Валентина Терешкова.

— Поскольку помощь оказывается дорогостоящая, необходимо собрать довольно внушительный пакет документов, кропотливо заполнить анкеты, написать биографию. Некоторые наши узники уже не в состоянии самостоятельно проделать эту работу. Поэтому я помогаю им, всю бумажную деятельность да и переговоры с Фондом беру на себя. 

Члены нашей организации обеспечены по необходимости и тонометрами, и глюкометрами, и ходунками, и тросточками, лежачие – биотуалетами, специальными кроватями. Плюс – санаторно-курортным лечением. Нам активно помогает руководитель МКУ «Территориальное управление по взаимодействию администрации города с населением» Лариса Николаевна Сумбулова и ее сотрудники. Если нужно отправить по почте документы, копии в электронном виде, они всегда идут навстречу.

У меня налажена связь и с молодежью – волонтерами медколледжа, гимназии №1 и многими другими.  Ребята всегда откликаются на зов о помощи.

— Валентина Павловна, насколько я знаю, вы помогали также нашим узникам получить деньги по губернаторской программе.

— Да, была такая программа помощи бывшим малолетним узникам именно на бытовые нужды, на обустройство дома, квартиры. Инвалидам 1,2,3 групп полагалось по 50 тысяч рублей, остальным – по 30 тысяч рублей. На покупку холодильника, например, или котла АОГВ. При этом сам получатель льготы должен быть хозяином своего жилья не менее 5 лет. Лично я под эти условия не попала, но была рада помочь другим, получившим эту льготу. Для этого неоднократно и звонила, и приходила к специалистам нашей соцзащиты: уточняла, спрашивала, вникала во все тонкости положения, помогала людям собирать документы.

— Откуда у вас такое умение четко работать с документами и добиваться справедливости?

— До пенсии я работала в Пенсионном отделе. Поэтому знаю, что порой судьбоносной для человека может стать даже запятая в том или ином документе. В нашем офисе я тружусь не менее трех раз в неделю, еще и домой работу беру.

— С какими вопросами к вам обращаются как к председателю организации?

— Да с самыми разными! Телефон не умолкает. У кого-то в семье не ладится, нет понимания с сыном или дочкой. Подолгу общаемся, разговариваем, глядишь, человеку-то полегчало, да и мне тепло на душе становится. 

Или вот общая для многих боль – коммунальные платежи. Тут по каждому вопросу приходится звонить, выяснять, писать обращения и жалобы. Например, хозяин квартиры по достижении 80 лет автоматически не должен платить за капремонт. А у нас есть такие, кому и потом приходят квитанции. Пошла к юристу на Московскую, 8 (управление соцзащиты, — прим. авт.), буду отстаивать права наших узников.

— Говорят, вы еще и в роли свахи выступаете? С вашей легкой руки создалась крепкая семья пенсионеров.

— Ну это уж они сами на почве общественной работы сблизились, без моей помощи, — смеется. — Мое участие ограничивалось только приглашениями на наши вечера, экскурсии.

Кстати, об экскурсиях. То, что наши узники объездили весь Краснодарский край, посетили памятные места Великой Отечественной войны и другие достопримечательности, тоже ведь ваша заслуга?

— Я подавала документы на грант главы города и многие другие гранты. Благодаря победе в них наши узники отдали дань памяти святым местам, возложили цветы на мемориале «Красный» под Симферополем, где находился концлагерь.

Сколько сегодня в городе бывших малолетних узников фашизма?

— Около полутора тысяч, из них 800 человек состоит в нашей организации. Самому молодому из наших товарищей – 80 лет.

Валентина Павловна, а какая у вас мечта?

— Я очень люблю свой город-герой, и мечтаю, чтобы в память о Великой Отечественной войне на территории мемориала «Малая Земля» в районе стелы появилась аллея сирени, мне бы хотелось самой поучаствовать в ее создании.

— Вы верите в чудеса?

-Конечно верю!  В свое время я одержала победу в конкурсе «Мечта ветерана – мечта внука» и мы с внучкой побывали в резиденции Дедушки Мороза.

— Куда могут прийти к вам за помощью бывшие малолетние узники фашистских концлагерей?

— В наш офис по ул. Бирюзова, 6; каб.206 по   вторникам, средам, четвергам с 11-13 часов.