Такой острый сигнал корреспонденту «НР» передали сотрудники Новороссийского исторического музея-заповедника.

Они уверены, что стройка «наезжает» на два объекта истории. Корреспонденты «НР» оказались в гуще расследования. И вот мы на месте строительства, в районе бывших виноградников.

Сотрудник отдела археологии Новороссийского исторического музея–заповедника Игорь Кузин поднимает из-под ног фрагмент древней керамики. Предположительно, ему больше двух тысяч лет. Антика. — В этом месте, в районе Пятой бригады, и за гаражами на улице Волгоградской находятся два памятника археологии, которые были выявлены экспедицией музея-заповедника ещё в 2010 году. Это античное поселение «Труба» и многослойный памятник «Поселение «Родник», где проживали люди и в античное время, и в средние века, — рассказывает Игорь Кузин. — Они состоят на учёте в органах охраны памятников, а значит, охраняются государством.

Осмотр этих памятников более десяти лет назад показал, что они могут подарить миру интересные находки. Археологи провели шурфирование, которое доказало наличие под землей античной посуды, древних пифосов, орудия труда людей, живших до и после нашей эры. Но масштабных раскопок здесь не проводилось.

Уникальность этого места – настоящий живой родник, бьющий из-под земли. Он бил здесь и тысячи лет назад. Именно поэтому возле воды селились люди. Родник жив до сих пор. Корреспонденты пробуют из него воду, она – прекрасна!

Сегодня на бывшем виноградном поле на глазах растёт новый микрорайон. Это реалии нашего времени: Новороссийск бешеными темпами разрастается, готовый принимать новых жителей из других регионов России. По мнению сотрудника музея-заповедника Игоря Кузина, строители краем одной высотки «наехали» на охранную зону памятника «Труба», а на поселении «Родник» вообще вырыт свежий котлован.

Игорь Кузин спрыгивает в этот яму и показывает нам остатки культурного слоя, они хорошо просматриваются. Он ищет доказательства тому, что яма вырыта в уникальном месте. Перебирает руками грунт. Вот кусочек средневековой керамики. А вот фрагмент втулки наконечника копья. Вот кусочек искорёженного железа. Но это уже свидетель другой истории Новороссийска, военной. А ещё, рассказывает археолог, бульдозерист признался, что выкопал древний кувшин и кости.

Как минимум, профессиональные археологи должны были обследовать памятник и вынуть из земли те находки, которые, если этого не сделать, в скорости будут замурованы в бетон.

— Застройщик в Новороссийский исторический музей-заповедник не обращался, археологический отдел в известность не ставил, — констатирует Игорь Кузин. – Мне очень горько от этого. Строители обязаны уведомить местных археологов, а мы должны обследовать памятники старины. К тому же эти памятники имеют большое значение для изучения античного и средневекового периодов Северо-Западного Кавказа.

Едем к многоэтажкам, Игорь Кузин вызывает для выяснения представителей застройщика. Руководитель проектов Андрей Россолов уверят нас, что договор у застройщика с археологами есть. Надзор за стройкой осуществляет одна краснодарская организация. Их специалист, по словам Андрея Владимировича, приезжал вчера. С одним из проектировщиков возвращаемся к котловану, который, по предположению Игоря Кузина, вырыт на памятнике археологии «Поселение «Родник». Археолог демонстрирует проектировщику официальный документ – выписку из Единого государственного реестра объектов культурного наследия. В нём написано, что поселение располагается от родника на юг. Проектировщик же говорит — он был уверен, что памятник расположен на север…

Кто исправит досадную неточность? Как выйдут из этой ситуации проектировщики и строители? Игорь Кузин написал письмо в краевое управление охраны объектов историко-культурного наследия с просьбой провести проверку и найти выход из сложившейся ситуации.

Самое интересное, что проектировщики, со слов Андрея Россолова, хотели как лучше. Они выделили памятники археологии, запланировали на их местах разбить парки. А ещё парковая зона, по словам Андрея Россолова, должна была появиться и вокруг живого родника. Того самого, из которого пили наши предки. Правда, уже сейчас сток родника перерезан новой дорогой, которую пробили строители.

Сделала я звонок и руководителю отдела археологии Новороссийского музея Александру Шишлову, который в 2010 году обследовал эти памятники, ставил их на учёт. Он сказал, что будет непростительной ошибкой уничтожить то, что нам оставили предки. Но ещё не поздно исправить ошибки. Пока бульдозер всё не перемолол. «Новороссийский рабочий» расскажет о результатах расследования.