«Первые наставники в жизни – это родители. Моя мама – учитель, папа – моряк. Они дали мне хорошее воспитание и хорошее образование. Мама была учителем музыки и географии, прививала любовь к искусству, к книгам. Я играл и на гитаре, и на фортепиано, гармонично развивался, занимаясь музыкой и спортом. Мы в Новороссийск переехали из Мариуполя, где мама возглавляла музей, была директором кинотеатра. Отец учил надёжности и порядочности. Я, конечно, всё лучшее взял у родителей.

Дальше помню первую учительницу, Екатерину Васильевну. Этот тот человек, который дал мне тягу к знаниям. Она умела объяснить, а это очень важно для первоклассника. Потом в жизни было много учителей, которые тоже сыграли свою роль, – в техникуме, в армии и в вузе.

Когда начал заниматься бизнесом, повезло встретить ярких личностей, с которых можно было брать пример. Среди них руководитель новороссийского Горгаза Владимир Георгиевич Бут — очень сильный, волевой человек, Борис Фомич Пупко – руководитель Треста № 12, замглавы города, очень взвешенный, вдумчивый, интеллигентный, не торопившийся принимать окончательное решение. Третий человек из этой плеяды — руководитель узла связи Эдуард Семёнович Илюшин, умевший мыслить неординарно и креативно, как теперь говорят.

Но по-настоящему своим наставником, учителем я считаю Владимира Ильича Синяговского. Именно сейчас об этом хочется сказать, потому что несколько лет назад мои слова были бы восприняты как лесть. А я никогда в жизни никому не льстил, потому и добивался всего сам.

Я в 2002 году был избран депутатом ЗСК, пробивался сам, шёл на выборах против очень сильного конкурента – первого заместителя главы, Владимира Николаевича Шейко, тогда борьба была не на шутку. Я выиграл.

Я был начинающий политик, молодой руководитель, а за спиной пришедшего на пост мэра Владимира Ильича уже был серьёзный управленческий опыт. Я был энергичный, очень эмоциональный, мог идти против всех. Я ведь никогда чиновником не был, не очень хорошо разбирался, что такое власть, законодательная и исполнительная. Синяговский научил понимать, как принимаются решения – взвешенно и своевременно. Простому человеку этот принцип иногда непонятен. Ну, грубо говоря, у простого горожанина возникает вопрос – почему решили асфальтировать эту улицу, а не другую? Ведь ремонт требуется обеим. Но одна дорога более востребована, там трафик больше. Вот и ищут деньги из бюджета на неё в первую очередь. Так многие решения во власти и принимаются, а мы их не всегда, к сожалению, можем понять.

Синяговский не просто позволял проникнуть в эту управленческую кухню, он всегда мне разъяснял, подсказывал, какие факторы влияют на решения власти. Владимир Ильич привил мне рассудительность и понимание жизни.

Как мэр он был очень требователен. Я как предприниматель никогда не принимал участия в муниципальных тендерах, не брал подряды. Я рад, что мой бизнес никогда не был связан с муниципальным бюджетом. С Владимиром Ильичом на этой почве можно было легко поссориться. Он никому из подрядчиков не давал спуску. Я не говорю о том, что я недобросовестно выполнял бы муниципальные заказы, просто не хотелось обострять взаимоотношения с мэром.

С подрядчиков был очень строгий спрос, а выплаты им задерживались, потому что в бюджете средств не хватало, и Синяговский считал каждую копейку. Там хорошо заработать было невозможно, а ответственность была огромная. Зато эти подряды давали возможность отдельным предприятиям хоть как-то оставаться на плаву.

У Владимира Ильича была коронная фраза:

Если бы я ждал, когда у меня в бюджете будут деньги, я бы ничего не успел сделать для города.

А он успел многое. Помню, я тоже ходил с ним по набережной, там ещё стояли эти лотки, киоски, шашлычные. Я думал, что у него хватит сил и возможностей сделать лишь несколько метров набережной. А он взялся за реконструкцию огромного участка. Тогда подумал, что это только планы, только громкие заявления. А мэр сделал всё, что собирался, фактически не имея денег в бюджете на эти цели. Как он их находил, как он их выкраивал? Это очень сложная работа. Я бы набережную назвал не именем Серебрякова, а Синяговского!

В свою очередь, я предлагал ему тогда программу благоустройства «бугров». Он мою идею принял за основу и развил её как идею бетонирования улиц «методом народной стройки». И очень хорошо всё стало получаться. Синяговский договорился о благотворительной помощи с руководителями цементных заводов. Они выделяли цемент и бетон для этой программы. Много улиц на «буграх» забетонировали только благодаря его воле.

Владимир Ильич старался использовать рабочее время по максимуму. Он начинал свой день в шесть утра и продолжал до самой ночи. Я, молодой человек на тот момент, не смог бы конкурировать с его работоспособностью.

Он учил уважать мнение простого человека. Мог поздороваться с уборщицей, с рабочим, поинтересоваться, как дела. Мог спросить у них совета. Такое отношение к людям стало и моим принципом в жизни и в политике.

Вот сейчас Владимир Ильич на заслуженном отдыхе, но продолжает заниматься общественной деятельностью, благотворительностью, возглавляет общественную организацию «Мир без границ». А я продолжаю с ним общаться и слушаю его советы. Понятно, что жизнь идёт вперёд и молодым управленцам надо давать дорогу, но я считаю, что потенциал Владимира Ильича далеко не исчерпан. Михаил Ковалюк».

Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.