Фамилия обязывает

Тема интервью – развитие городского театра и его коллективов, направления, по которым течёт сегодня театральная жизнь. Есть и ещё один повод – юбилей директора.

– Фамилия у меня такая своеобразная, Бередин, она призывает к тому, чтобы не давать ничему успокоиться, постоянно тревожиться и не тормозить процесс. Когда 12 лет назад Владимир Ильич (Синяговский, на тот момент глава города, – прим. ред.) пригласил меня занять должность директора театра, я сказал: у меня есть условие. Он удивился: ну какие условия я могу ставить? Зарплату, что ли, повысить? А оно было таким: чтобы в городе появился профессиональный театр, – вспоминает мой собеседник. – И вот наш театр из любительского перешагнул порог в профессиональные. Это распахнуло новые двери, дало нам бОльшие возможности для роста и развития.

Мы сейчас на одной ступени с другими профессиональными театрами страны, к нам приезжают ставить спектакли именитые режиссёры, мы участвуем в федеральном проекте «Большие гастроли», даём спектакли по «Пушкинской карте», принимаем у себя Международный фестиваль «Театральная гавань», обогативший культурную жизнь города.

В этом году фестиваль «Театральная гавань» стартует в пятый раз благодаря поддержке главы города Андрея Васильевича Кравченко, за что огромное спасибо от всей театральной общественности Новороссийска.
          

Несколько минут до третьего звонка. Дают «Короля Лира». Фото Анатолий Поздняков. Фото из архива «НР . Новороссийский муниципальный драматический театр. 2022 год.

Каждый коллектив – целый мир

Олег Геннадьевич, сейчас речь шла о НМДТ – Новороссийском муниципальном драматическом театре им. В.П. Амербекяна. Но городской театр – это ещё и множество других коллективов. Там удалось добиться продвижения?

– Наш ТЮЗ – Театр юного зрителя – поставил за последнее время рекордное число спектаклей. «Оскар и Розовая дама», «Нет – фашизму», «Мальчишка с Октябрьской площади» о юном защитнике города Вите Новицком.

Такие театральные тумбы недавно появились на улицах Новороссийска. Фото Максима Сергеева.

Школа «Фламенко» Рады Беркаевой – это тоже коллектив городского театра, который добился больших успехов. В июне этого года театральный коллектив «Петрушки» отмечает своё 30-летие. Это уникальный коллектив на самом деле. Его создатель – Марина Анатольевна Коренева – предвосхитила в своё время эпоху аниматоров. «Петрушки» – это коллектив, работающий непосредственно с людьми, с детьми как уличный театр на массовых мероприятиях.

Наконец, у нас есть «Живой театр», руководитель Алексей Ксенофонтов. Это любительское объединение, родившееся в абсолютно пустом зале Городского дома культуры, но уже заявившее о себе, завоевавшее своего зрителя.

Теперь о кукольном театре. Сейчас проходят спектакли кукольных театров Таганрога, Горловки, Геленджика и других городов России. Первый спектакль нашего, новороссийского, кукольного театра мы планируем дать уже этим летом. Есть режиссёр – Роман Пожидаев, есть куклы, которые выполнил мастер из Севастополя.

Чтобы каждый винтик крутился

Олег Геннадьевич, что мотивирует вас в вашей работе?

– За годы работы в театре я понял одну вещь: творческих людей надо поддерживать и незаметно направлять. Так было со школой «Фламенко», НМДТ им. В.П. Амербекяна и другими коллективами. При этом директору приходится решать абсолютно нетворческие вопросы, вплоть до того, где актёры будут жить во время гастролей, где питаться, какой автобус заказать, и прочее, и прочее. Внутри театра тоже полно всяческих задач: вода, тепло, свет, туалет. Когда выпадает снег, бежишь в театр к 6 утра, чтобы проверить, расчищены ли дорожки, посыпаны ли песком.

То есть надо «поженить» творческие и совершенно прозаичные вещи?

– Театр – искусство коллективное, многое делает команда, и один в поле не воин. Но задача руководителя, на мой взгляд, – поставить для этой команды цель и вести коллектив к её достижению планомерно, из точки А в точку Б. Некоторые вещи не получились бы вообще без золотых рук и технических решений наших специалистов – инженера Сергея Кострюкова, например.

Задача руководителя – найти пути решения всех возникающих проблем и чтобы каждый винтик крутился.

Остаётся ли у директора театра время на творчество?

– Очень мало, но есть внеурочное, если можно так сказать. Для режиссёрской работы мне не хватает часов. А как актёр я сохранил для себя роль в спектакле «Живого театра» – «В открытом море». Это чтобы не потерять ощущение сцены, не заржаветь.

Сцена из спектакля с участием Олега Бередина.

Насколько я знаю, долгое время вы трудились электриком в порту. Этот опыт пригодился?

– По первому образованию я – режиссёр театрального коллектива, педагог сценических дисциплин. Сейчас получаю второе образование – театральный менеджер. Оно понадобилось опять же для развития нашего театра, получения новых знаний о современных технологиях развития сценического искусства.

А школе жизни порта я очень благодарен. Она научила понимать природу людей, целеполагания и задачи. Одновременно с технической работой в порту я вёл передачу на радио «В рабочий полдень», а позже – работал на телевидении, потом снимал кино.

Какой для вас самый обидный вопрос о театре?

– Когда люди спрашивают: «А что, у нас есть театр?» И это после стольких усилий, приложенных в том числе администрацией города по выделению актёрских ставок, после фестивалей «Театральная гавань», после признаний на высоком уровне заслуг нашего театра, его режиссёров и актёров. В такие моменты понимаешь, что надо ещё больше трудиться.

Хотя на общероссийском уровне нас хорошо знают. Новороссийский театр – один из первых по реализации программы «Пушкинская карта». На эту тему мы делились опытом с коллегами на Всероссийском фестивале им. Вахтангова.

Что самое сложное для театра?

– Сохранить репертуар. Бывает так, что спектаклей сделано много, а показать их невозможно: один актёр ушёл, другой приболел, и всё. Держать репертуар, понимая, кого кем можно заменить, а главное – сохранить настроение, сам дух спектакля – дорогого стоит. И здесь надо отдать должное нашему Евгению Леонидовичу Кушпелю – художественному руководителю НМДТ. О таком худруке можно только мечтать: единомышленник, многократно талантливый человек и надёжный друг!

То, что НМДТ им. В.П. Амербекяна из народного стал профессиональным театром, практически невозможно сегодня. Такое было достижимым в советские времена, сейчас случается крайне редко.

Олег Геннадьевич, какую задачу вы ставите перед собой сейчас?

– Не растерять кадры и не превратить театр в болото.

Гастроли новороссийского театра в Ереване.

Корреспондент «НР» пообщалась с коллегами и единомышленниками Олега Бередина.
«Новороссийский рабочий» присоединяется к поздравлениям с юбилеем в адрес директора городского театра Олега Бередина. Пусть исполнится всё задуманное!

Евгений Кушпель, художественный руководитель и главный режиссёр НМДТ им. В.П. Амербекяна:

– Олега Геннадьевича первый раз я встретил, когда он был студийцем школы молодого актёра при театре. Он тогда был ещё школьником, но я увидел в нём театрального человека. Очень удивился, когда он ушёл работать в порт, но знал, что он вернётся, потому что театр своих людей так запросто не отпускает. Так и получилось.

Когда Олег Геннадьевич пришёл в театр директором, у нас была общая цель – сделать театр им. В.П. Амербекяна профессиональным. И это получилось! Без тандема с директором художественному руководителю работать нельзя. Нашему театру в этом смысле повезло.
 
Владимир Сердюк, экс-директор Детской художественной школы им. С. Эрьзи:

– Олег Геннадьевич – один из тех людей, которые никогда не сидят сложа руки, всё время беспокоятся о своём деле, у него есть видение развития нашего театра, но, конечно, для этого нужна помощь города. Старожилы помнят, что наш гортеатр вырос на месте летнего театра после войны, считалось, что это здание временно послужит, а потом будет новое, большое строение. Надеюсь, когда-то город его получит.

Но даже в нынешних стеснённых условиях коллектив гортеатра добился многого.