Шесть дней, с 19 по 24 мая, в Новороссийске шел III Всероссийский кинофестиваль патриотического кино «Малая Земля». В кинотеатре «Нептун» проходили показы конкурсных фильмов. А в городском театре, Морском культурном центре, Городском дворце культуры проходили творческие встречи с актёрами. Фестиваль обогатил нас, людей, живущих в Новороссийске, новыми знаниями, глубокими эмоциями, впечатлениями

«В первую очередь, это качественное кино»

Да, у многих гостей фестиваля, актёров, киноведов, сценаристов я спрашивала: что значит патриотическое кино?

Ответы были похожи. Патриотическое – значит, в первую очередь, качественное, хорошее кино. И необязательно оно должно быть о войне. Может, просто о достойных людях, которые по совести живут и делают то, что им должно. А ещё о силе русского духа.

Так считает член жюри документального кино, преподающий в Кубанском государственном институте культуры, профессор Григорий Гиберт.

– Хорошее кино, оно всегда патриотическое, а плохое – полная труха. Критерии патриотического кино – это не ура-патриотизм, это рассказ о самых обыкновенных людях, которые живут и занимаются своим делом. С операторским искусством и документальным кино и у нас всё хорошо на самом деле, только вот мало показывают его. Потому и нужны такие фестивали. И сейчас, в современных реалиях, этот жанр, я просто уверен, ждёт большое развитие. Только не хочется, чтобы это превратилось в обязаловку. Например, съездил режиссёр, скажем, в Луганск, снял фильм, а души в этом фильме нет. Я против заказных фильмов. Если в таком кино нет пронзительности, нет и кино, – отчаянно жестикулирует собеседник.

Председатель жюри документального кино Темина Туаева из Владикавказа за 20 лет сняла 108 документальных фильмов.

– Документальное кино отражает жизнь, и куда она движется, туда движется и документальное кино. Мы следуем тому, что видим за окном. Но это не просто набросок. Это надо прочувствовать вот здесь, – Темина Туаева прикладывает руку к сердцу. – У нас, в Осетии, земля огненная, и здесь, у вас, в Новороссийске, в своё время земля горела под ногами. Лично для меня – это святая земля, – считает собеседница, которая особо ценит «краткость – сестру таланта» в картинах короткого метра. А ну-ка, попробуйте в сжатом виде сказать всё, да так, чтобы люди плакали!

Люди плакали

Корреспондент «НР» посмотрела в кинотеатре «Нептун» несколько фильмов. Меня потряс короткометражный фильм «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков». Это пронзительные воспоминания о моментах ленинградской блокады. За кадром звучит старческий голос очевидца, который в то время был талантливым пианистом-подростком. Даже в том ужасе, бомбёжках, беспросветном горе от потери близких людей находилось место детским мечтам. Этот фильм – в память о девочке, читавшей «Щелкунчика» и верившей, что «серые полчища врагов» можно распугать крошечной туфелькой. Эту туфельку подросток нашёл под обломками после бомбёжки, когда искал свою Машеньку.

Тридцать минут (столько длится показ) врезаются в память жуткими картинами, которые контрастируют с яркими фантазийными кадрами из сказки. Зрителей в зале сплотил этот просмотр. Пока шли заключительные титры, люди аплодировали стоя.

О патриотическом кино мы порассуждали и с автором сценария фильма «Плакать нельзя» Алексеем Колмогоровым.

Этот фильм – о ювенальной юстиции в скандинавских странах. О том, как однажды ребёнок русской эмигрантки не вернулся домой из школы. Его отняли у матери.

– Я считаю, что это не только патриотический, это антифашистский фильм, – делится собеседник. – Детей отнимают у родителей на законных основаниях, по нелепо надуманным предлогам, а вернуть их невозможно. Я никогда не был в Норвегии, как и в прочих Швециях и Финляндиях. Но однажды мне попалась на глаза газетная статья, и я написал этот сценарий. Просто не мог молчать, – сказал автор.

Ода отечественному киноискусству

Родное кино – кино патриотическое. Так считает гость фестиваля, режиссёр Павел Дроздов, чья съёмочная группа будет до сентября снимать в Новороссийске 30 серий сериала «Бим».

– Когда на набережной к нашей знаменитой четверолапой звезде бегут дети и кричат: «Это наш Бим!», это очень приятно, ведь наши фильмы узнают.

Тему нашего-ненашего кино поддержала и актриса Светлана Немоляева, её творческие встречи запали в душу новороссийцам.

– Фестивальное движение сейчас очень распространено, потому что проката российских фильмов, по большому счёту, нет. Картины могут быть сняты, но зритель их так и не увидит. А фестиваль даёт такую возможность. Зрители могут понять, чем живёт сегодня кино. Это очень важно. В своё время прокат приучил нас к американскому кино, к сожалению. А раньше, если я снялась в фильме Рязанова, то была уверена: фильм увидят все жители СССР, от Карпат до Владивостока.

Светлана Немоляева. Новороссийск. Кинотеатр «Нептун».

– Мы должны знать свои корни, корни своей семьи, – рассуждает гость фестиваля, наша землячка Надежда Кузнецова (Шихиди). О ней снят фильм Михаила Шатина «Русская гречанка», который на фестивале демонстрировался во внеконкурсной программе.

– Режиссёр уговорил меня стать героиней этого фильма, потому что в моей биографии отражена эпоха. Мой отец был на легендарном катере «ТК 93», который высаживал десантников на Малую Землю, – рассказала Надежда Кузнецова.

Кстати, мои собеседники считают патриотическими фильмами и тот же «Служебный роман», и фильм «Доживём до понедельника», сделавший знаменитой гостью фестиваля Ольгу Остроумову, и фильм «Цемент», в котором снималась много лет назад в Новороссийске ещё одна гостья фестиваля, Людмила Зайцева.

– Во времена, которые отразились в фильме «Цемент», люди переживали наполненный драматизмом  период становления советской власти, они были одержимы в хорошем смысле слова построением нового общества, многим жертвовали ради этого, ломали свои судьбы, – поделилась Людмила Зайцева. – Патриотизм свойственен нашему поколению, но сейчас другое время, пульс страны в какой-то момент был утерян и теперь восстанавливается – поспособствовали этому трагические события на Украине, – считает актриса. – Мы, актёры, тоже многим жертвовали. Но когда ты понимаешь, что фильм удался, то всё это сразу забывается. Оно того стоит!

– Я – ребёнок войны, и наше поколение, увы, тоже постепенно уходит. Чтобы связь поколений не прервалась, мы должны передать детям и внукам наши знания, нашу веру и нашу правду. Вот для чего я приехал на фестиваль, – сказал актёр Александр Пашутин.

Подвиг врача

Один из конкурсных фильмов «короткого метра» – «История болезни». Его анонсировал перед показом актёр Александр Рапопорт.

Сценарий написала врач – Татьяна Кравцова. Искусный оперирующий хирург-уролог, трудившаяся в своё время в   одной из больниц Ростова-на–Дону, решила окончить двухгодичные курсы сценаристов и за одни сутки написала сценарий об одном своём дежурстве. Этот фильм – о подвиге простого дежурного врача, что берётся спасать безнадёжного больного, от которого другие отказались.

– Мы решили привезти эту картину в Новороссийск. Татьяна Кравцова ставила условие, чтобы я играл в её фильме, но некоторое время мне говорили, что я слишком молод для роли, и вот наконец вошёл в нужный возраст. Хирурга играет Александра Власова, когда мы её увидели, то поняли, что она – вылитая Таня Кравцова. Причём похожа не только внешне, но и по энергетике, – рассказал предысторию актёр, который играет пациента.

Можно ли назвать этот фильм патриотическим?

На этот вопрос ответила врач кабинета социально-психологической помощи Новороссийского психоневрологического диспансера кандидат медицинских наук Анастасия Золотова:

– Однозначно! Здесь показано, что врачи, медицинские работники каждый день, идя на дежурство, вступают в свой бой, хотя это происходит в мирной жизни. Он о настоящем, подлинном героизме. Меня очень сильно тронул этот фильм, он душераздирающий, как и весь блок «короткого метра». Всё, что показано, – правда: и эти дежурства без продыху, и проблеск надежды в глазах пациента, который смотрит на тебя как на Всевышнего.

Фото: Анатолия Позднякова