Своё 90-летие Алефтина Ковалёва отметила в кругу товарищей по волонтёрской работе в организации пенсионеров «Счастье». 

Узнала о «Счастье» и стала счастливей

– А коленки у вас болят? Давление скачет? Таблетки от гипертонии пьёте, как многие пожилые люди? – я засыпала вопросами удивившую меня женщину.

Оказывается, коленки не болят, давление иногда поднимается, но регулярно таблетки от гипертонии не назначены. На моих глазах Алефтина Алексеевна выдвигает велотренажёр, подаренный родными на юбилей, и начинает крутить педали. Физкультура для неё – это всё!

Год назад Алефтина Ковалёва стала членом клуба пенсионеров «Счастье» и теперь не мыслит жизни без общественной работы.

– В клуб попала случайно. Ходила в кино на киноленту «Подвиг диверсанта». Выхожу из зала, вижу, стоит группа пожилых женщин и о чём-то оживлённо беседует. Среди них заметила свою приятельницу. Она рассказала, что это клуб пенсионеров «Счастье», в нём уже почти 100 человек. Мне стало интересно. Я попросила: «Возьмите меня к себе!» – рассказывает женщина. 

Волонтёрская жизнь закружила Алефтину Алексеевну. Она участвует во всех акциях клуба «Счастье». На вопрос, что ей даёт общественная жизнь, она отвечает: спасает от депрессии, даёт смысл существования на земле. Два года назад женщина потеряла супруга, а активная жизнь немного отвлекла её от печальных мыслей.

Последний год клуб активно занимался сбором и подготовкой гумпомощи для участников СВО. Женщины вязали носки солдатам, писали письма военным, собирали деньги на вкусные подарки.

– Вязать я уже не могу – глаза, руки уже не так слушаются, как в молодости. Но я писала записки военным и вкладывала их в носочки, – рассказывает Алефтина Алексеевна. 

Из детской памяти ничего не стёрлось

В клубе пенсионеров «Счастье» на плечи Алефтины Ковалёвой возложили военно-патриотическую работу. Ведь женщина – живой свидетель войны. Когда Великая Отечественная пришла в Новороссийск, Ковалёвой было восемь лет. 

– У меня сильна детская память. Я помню каждый день своего детства, каждый день войны, – говорит она. – Поэтому часто выступаю с рассказами о военном Новороссийске перед детками в детсадах и школах Новороссийска. 

Ни один человек не может равнодушно слушать рассказы Алефтины Ковалёвой о войне.

– Меня вдохновляют заинтересованные глаза детей, а в некоторых даже блестят слёзы, – говорит женщина. – О чём я им рассказываю? О том, что я чувствовала, что видела. Школу в центре города, где я училась, забрали под госпиталь. Класс переехал в крошечный домик, расположенный на будущей улице Победы. Перед школой был выкопан окоп, где школьники могли укрыться на случай бомбёжки. Но даже не это пугало. Начался голод. Особо остро его чувствовали мы, дети. Всё время сосало под ложечкой, кружилась голова, ты не мог ни о чём другом думать, только о еде. Тогда все выживали как могли. Мама каждое утро со старшей сестрой уходили обменивать вещи на пищу. Иногда поиски занимали у них сутки, в таких походах они доходили до станицы Натухаевской. Выручало то, что мама хорошо шила. Одежду обменивала на муку, кукурузу, семечки, хамсу.

Особенно юных слушателей впечатляет рассказ Ковалёвой о том, как она чуть не погибла. Такое было трижды.

– Когда фашисты уже стояли перед Волчьими Воротами, от берега отходило последнее пассажирское судно, оно должно было вывезти остатки мирного населения, – вспоминает Алефтина Алексеевна. – Накануне мамочка зарегистрировала нас на это судно и получила паёк. Всю ночь мать, не умевшая плавать, не спала, размышляя, стоит ли покидать город судном. Наутро она сказала нам фразу, которую помню до сих пор: «Если снаряд попадёт в баржу, то мы утонем, и нас на дне съедят рыбы. Если погибнем в городе, то нас хотя бы похоронят в земле». И мы никуда не поплыли. Она как в воду глядела, позже мы узнали, что именно это судно затонуло вместе с пассажирами, в него попал снаряд.

Алефтина – живой свидетель того, как в новороссийском порту в 1942-м затонул эсминец «Ташкент». Это произошло на глазах девчушки.

– Я как сейчас помню тот день. Проснулась утром 2 июля в пустой квартире, соседи рассказали, что мама и сестра убежали на элеваторный причал, где ночью разбомбили продуктовый состав. Голодные жители города собирали рассыпавшееся на путях зерно. «Ташкент» стоял у элеваторного причала. Вдруг налетели немецкие самолёты и стали бомбить «Ташкент». Он начал тонуть на наших глазах. Было очень страшно. Все кинулись от страха врассыпную. Как мне потом рассказывала старшая сестра, от взрыва я упала, а меня накрыл своим телом матрос.

Жизнь связала с медициной

– Весь город был разрушен войной, от улицы Скобликова, где стоял наш дом, остались два жалких строения. В пятый класс я пошла в женскую школу, которая располагалась на месте ТЭЛ. Пять лет я училась в одном классе с Виолеттой — дочерью Николая Сипягина. 

А когда стала совершеннолетней, поступила в Ленинградское медицинское училище.

Вся жизнь Алефтины Алексеевны связана с медициной, она трудилась участковой медсестрой в первой поликлинике Новороссийска. У неё с супругом, который умер два года назад, двое детей – дочь и сын, четверо внуков и трое правнуков. Жизнь удалась! 

«В свой возраст не верю»

– Алефтина Алексеевна, сами верите, что вам уже 90?

– Не верю! Да и знакомые, которые узнают о возрасте, не верят. Все спрашивают: «Что ты с собой делаешь?» 

– А что вы с собой делаете? Признавайтесь!

– Ничего особенного. Делаю по утрам зарядку, много гуляю, кручу педали на велотренажёре, летом плаваю в море, питаюсь как обычно, никаких особенных диет не придерживаюсь. Последние полвека нахожусь в одном весе – 70 килограммов. 

– Так в чём секрет вашего долголетия, как сами считаете?

– Хорошая генетика. Сестра, брат – все ушли из жизни после 90 лет, мама с папой пережили отметку в 80. 

– Дайте совет: как сохранить мозг в рабочем состоянии в таком почтенном возрасте?

– Читайте бумажные книги! У меня большая коллекция книг, и я не перестаю читать до сих пор. Сейчас меня увлекли записки Эдуарда Тополя, путешествующего по Европе.

– Ну, а как бабушку и прабабушку как вы себя оцениваете?

– Очень дружу со своей внучкой и сделала для неё всё, что обязана сделать бабушка, – водила на кружки, кормила вкусными обедами, пекла. Исполнила свой долг. И до сих пор с ней в очень хороших отношениях.

Дорогие читатели, всем вам желаю выглядеть и чувствовать себя в 90 лет так, как героиня моего очерка!

Фото Марии Ананьевой