Первые 12 километров

Формат встречи был выбран не совсем обычный – главный архитектор Новороссийска Екатерина Степаненко назвала его «соучастным проектированием».

– Это наш первый такой проект, пилотный, на примере проектирования веломаршрутной сети мы хотим привлечь жителей к максимальному участию в жизни города. Затем будем пробовать такие форматы при обсуждении других мест, например, «Южных прудов». На первом этапе мы собрали рабочую группу, проехали вместе по всему маршруту, проработали концепцию первых двенадцати километров, которые будут реализованы уже в этом году в рамках программы «Пять шагов для городов», – рассказала Екатерина Степаненко. – Почему формат «соучастного проектирования»? Нам очень важно мнение жителей: сообщества велосипедистов, пешеходов, которые непосредственно пользуются велодорожками или идут рядом с ними, пересекаются друг с другом. Безусловно, есть конфликтные ситуации, над разрешением которых мы и решили поработать вместе. 

Главный архитектор представила уже имеющиеся наработки. Екатерина Николаевна отметила, что одна из главных проблем на сегодня – это разрозненность велодорожек: 

– Есть отрезок пути в одной части, потом ничего, а затем снова отрезок пути. Главная наша цель в этом году – сделать велодорогу от Алексино до 13-го микрорайона длиной 12 километров, устранить все дефекты, провести монтажные/демонтажные работы, установить знаки, разметку, сделать велодорожки едиными и комфортными для жителей Новороссийска и гостей города. Именно это станет первым шагом к развитию велокультуры в городе.

Вдоль по набережной

После выступления Степаненко всех участников «соучастного проектирования»  разделили на две команды. В первую вошли преимущественно велосипедисты, в их числе руководитель клуба «Велосоюз» Павел Звонков. Во вторую – поровну пешеходы и любители прокатиться с ветерком. 

Признаюсь, я сначала хотела наблюдать за процессом обсуждения со стороны как независимый журналист «Новороссийского рабочего», но в итоге присоединилась ко второй команде. Екатерина Степаненко не вошла ни в одну из групп, оставшись в роли наставника, человека, которому можно было задать вопрос, как сейчас модно говорить – модератора.

Работа закипела. Прежде всего, мы вновь рассмотрели все предложения по маршруту. Начну с Южного района – здесь несколько проблемных точек. Первая – «Прилагунье» и объезд здания в районе перекрёстка улицы Молодёжной и проспекта Ленина. К сожалению, обойти здание можно только с одной стороны, так как с другой – обрыв. Выход один – нарастить высоту велодорожки на уровень тротуара и проложить её перед остановкой. Чтобы избежать столкновений пешеходов и велосипедистов, здесь будут установлены знаки, а велосипедисты будут обязаны спешиться. 

Особое внимание уделили следующему отрезку – участку с бетонными плитами на Малой Земле. 

– Расстояние между плитами очень большое, его нужно заделывать. Сейчас ездить там опасно, особенно на самокатах и скейтах, ведь ролики застревают, легко упасть! – высказал мнение участник моей группы Максим. 

– Да, действительно. Все щели надо обязательно выровнять в целях безопасности, – подтвердила его опасения Екатерина Николаевна.  

Дальше перешли к обсуждению проблем на набережной. Их тоже несколько. К сожалению, не все очевидные решения можно реализовать в этом году. Здесь планы на несколько лет. Расскажу о том, что будет сделано. 

Самые большие изменения произойдут в районе кинотеатра «Нептун». Тут уменьшится размер проезжей части: центральная ось автодороги будет изменена, как и способ парковки, она станет параллельной. Это позволит перенести велодорожку с того места, где она проходит сейчас (вдоль лавочек ближе к морю), за деревья в сторону дороги. Снова придётся наращивать высоту дорожки – делать её вровень с высотой тротуара. 

Следующая боль велосипедистов и опасность для пешеходов – крутой выезд в районе ресторана «Конь и Дельфин». Из решений –  установка выпуклого зеркала и знаков. В дальнейшем планируется убрать острый угол, сделать эту часть пути плавнее. 

После набережной велодорожка будет идти мимо площади Героев, уходя в Парковую аллею вдоль улицы Советов. Здесь планируется перенос некоторых лавочек и по рекомендации нашей команды – высадка густых кустов – зелёных ограждений. 

О велодорожке от Кутузовского кольца по Анапскому шоссе решение пока временное – дорожка будет пролегать по чётной стороне домов, её ширина будет сужена. К 2025 году велодорожки планируется обустроить уже по обе стороны Анапского шоссе.

Автомобиль отодвинем?

Обсуждение длилось почти полтора часа, после чего каждая из команд представила свои решения проблемных вопросов. Практически все они совпали и споров не вызвали. 

– Сегодня требуется единая сеть, единое велопространство. Чтобы люди могли и на работу добраться, минуя пробки, и обратно. Я надеюсь, что в скором времени у нас в городе автомобиль перейдёт на четвёртое место, уступив пальму лидерства пешеходам, велосипедистам и электротранспорту. Вот тогда можно будет говорить  о развитии велокультуры и вообще культуры экологичного передвижения, – высказал своё мнение один из участников встречи Андрей Леонов. – Мы здесь собрались не просто так, и очень хочется, чтобы наши предложения действительно были услышаны и даже больше – реализованы. Жаль, что сегодня нас было мало, всего 10-15 человек, надеюсь, в следующих подобных мероприятиях заинтересованных людей будет больше. 

И ещё одно пожелание, с которым согласились все участники мероприятия: нужно, чтобы веломаршрут подсвечивался. Передвигаться в темноте, на ощупь или по памяти – уж точно небезопасно!

Фото Анатолия Позднякова