Мечтали о трюфелях, но посадили черешню

Кто-то записывается через электронную очередь, чтобы посмотреть, как цветут сакуры в японском саду в парке Галицкого в Краснодаре, а корреспонденты «НР» поехали взглянуть на не менее грандиозный объект под Новороссийском, о котором пока мало кому известно, – черешневый сад в станице Натухаевской, раскинувшийся почти на 300 гектарах сельхозугодий.

Признаюсь, что этого мига ждать пришлось целый месяц: в сад не пускали зарядившие дожди. Весенняя распутица не давала заехать в сад технике, да и пройти пешком в резиновых бродах тоже было непросто – можно было завязнуть в разбухшей от влаги земле. В результате журналистская бригада не успела на пик цветения сада, но застала прощальные белые всполохи. Однако даже этого хватило, чтобы восхититься грандиозностью задумки.

Экскурсию по саду организовал генеральный директор ООО «Трюфельная долина» Анатолий Карапетян. Я не ошиблась: именно «Трюфельная долина». Собственно, на этом месте в станице Натухаевской задумывалось хозяйство по выращиванию трюфелей, планировали завести саженцы дубов со спорами этих редких грибов.

Да только вступили в силу санкции, завоз в Россию таких уникальных деревьев из-за границы был запрещён. Пришлось срочно перепрофилировать хозяйство. Родилась идея другого сада. На 285 гектарах было решено посадить те фрукты, которые не придётся рекламировать, – черешню. К тому же в Новороссийске опыт по её выращиванию уже был, черешневые сады меньшей площади есть неподалёку, в станице Раевской.

Зимой 2020 года в Натухаевской был заложен черешневый сад. И не просто, а самый большой на юге нашей страны!

Пока не до экскурсий

Я, автор этих строк, нахожусь в самом центре сада. Деревья, которым пошёл четвертый год, уже вытянулись под два метра. Слышу непрерывный гул – это трудятся в саду шмели.

Сельхозпроизводители купили 320 ульев со шмелями для опыления, а ещё месяц в саду стояли ульи с 70 пчелосемьями, которые предоставили пчеловоды Новороссийска.

Вот куда нужно организовывать экскурсии – в этот черешневый сад. Какая тут энергетика, как красиво! Анатолий Карапетян отмахивается от моего предложения. Пока экскурсионная тема не стоит на повестке дня. Сейчас главная задача – вывести сад на максимальное плодоношение с минимальными потерями.

– В саду цветение, а тут зарядили дожди. Льют вторую неделю, – сокрушается директор. – Ранняя черешня успела отцвести до ливней, а цветение поздней ягоды в них угодило. Меньшее количество солнца и проливные дожди – это значит, уже не будет максимального урожая, – поясняет мне Анатолий Карапетян.

Замечаю разводку из пластиковой трубы по всему саду. Так организовано капельное орошение, 712 километров – длина капельной линии. Грандиозно!

Меня интересует абсолютно всё в этом саду. Я хочу, чтобы главный агроном Валерий Борисенко поделился собственным опытом с новороссийскими садоводами.

Послушаем агронома

– Задумывая самый большой на юге страны сад, мы сделали ставку на районированные сорта черешни, они устойчивы к болезням и капризам погоды, – рассказывает Валерий Иванович. – Взяли в работу все популярные сорта – «Валерий Чкалов», «французская чёрная», «ярославна», «александрия», «мелитопольская», «кубаночка», «кавказская», «дагестанская ранняя», «бархатная», «жаннет».

Прошу главного агронома поделиться с читателями секретами посадки деревьев.

– Чтобы деревья прижились, нужно вовремя их сажать – зимой. Саженцы должны быть подготовлены – выглядеть здоровыми, корни должны быть разветвлены. Ямы для посадок и почву нужно подготовить – внести перегной, удобрения, песок, всё перемешать, посаженные деревья притоптать, чтобы не начался процесс гниения в корнях.

– Нужно ли такой сад обрабатывать химией? Как часто? По схеме или по надобности?

– Мы свой сад стараемся лишний раз не обрабатывать. Всё делаем «по показаниям». Безусловно, черешня может болеть, вредители и болезни есть разные – совка, плодожорка, монилиоз, курчавость листьев. Обрабатываем в том случае, когда нужно лечить. Можно сказать, что у нас экосад. Ведь у нас в саду работают пчёлы и шмели, и в этом случае применение химии запрещено.

Обращаю внимание на то, что в саду есть шпалера. Главный агроном поясняет, что действительно 110 гектаров сада организовано на шпалере. Такое расположение ветвей помогает уплотнить посадку и в результате получить более массированный урожай.

— А как нужно обрезать черешню? — пытаюсь узнать для новороссийских садоводов секреты этого процесса.

Валерий Борисенко говорит, что ту часть сада, где нет шпалеры, формируют под чашу. Все деревья принижаются для более удобного сбора урожая. Крона осветляется для проникания солнечных лучей.

Интересуюсь, с какого года жизни дерева черешню можно обрезать? Агроном поясняет, что формирует дерево с первого года жизни. А дальше по приросту. Желательно обрезать каждый год, как минимум убирать дикую поросль. В период созревания по приросту обрезать на 10-20 сантиметров для образования плодовой почки. Обязательна и летняя обрезка, тогда убираются сухие ветви, формируется крона, особенно на шпалерном участке, деликатной обрезкой останавливают точку роста, чтобы дерево не стремилось вверх.

Напрашиваюсь приехать летом, чтобы научиться летней обрезке плодовых деревьев и затем рассказать об этом читателям «Агрополиса». Валерий Борисенко не возражает.

Продолжаем прогулку по саду. Я замечаю одно засохшее дерево. Анатолий Карапетян с грустью гладит умершие ветки. Жаль, что трёхлетнее дерево засохло. Его будут менять на молодое. Кстати, на 30 гектарах здесь создали питомник, где выращивают саженцы на замену погибшим деревьям. В ближайшие годы площадь сада планируется дорастить до 400 гектаров.

Есть планы попасть в торговые сети

В прошлом году «Трюфельная долина» впервые реализовала небольшой урожай черешни. Анатолий Карапетян говорит, что этот фрукт не нужно рекламировать, каким-то образом покупатели находят сельхозпроизводителей сами. Пока садоводы не вышли на торговые сети, но такие планы есть, когда сад вступит в период максимального плодоношения.

– В прошлом году мы делали анализы плодов, они превзошли все ожидания – в черешне вообще нет нитратов! А всё потому, что мы не химичим сад. Если лечим, то только очагово. Удобряем – микроудобрениями, биологическими препаратами, – рассуждает заместитель генерального директора ООО «Трюфельная долина» Андрей Карпенко. – В прошлом году моя маленькая дочь бегала по саду и ела черешню прямо с дерева, и всё у неё было хорошо.

Не удержалась, спросила, даёт ли сад энергию? Хотела мужчин спровоцировать на эмоции, которые почувствовала сама в этом черешневом раю.

– Даёт ли сад энергию? Не то слово… Особенно когда ты получаешь первый урожай. Это восторг. Мы все тут так радовались! – улыбается Анатолий Карапетян?

Ну как тут не пожелать удачи смелым, умным и трудолюбивым людям?!

Фото Максим Сергеев