«Начал свои рейсы железный пароход «Эльборус» между Керчью и городами и укреплениями Черноморской береговой линии с заходом в Новороссийск», так написало об этом знаковом событии издание «Кавказский календарь» на 1850 год.

На пароход принимались «за удовлетворением казённых и служебных требований лица всех сословий» и грузы для доставки по маршруту. Такса за перевоз была утверждена самим кавказским наместником.

До этого сообщение между российскими черноморскими населёнными пунктами было случайным. В Новороссийске люди ждали попутные торговые суда и военные корабли, чтобы добраться до места назначения. Поэтому открытие первой грузо-пассажирской линии на Чёрном море было важным событием.

Пароход «Эльборус» построили в Англии в 1848 году. Он имел две паровых машины и паруса, которые ставили в ветреную погоду. Двигатели мощностью 200 лошадиных сил позволяли судну развивать скорость до 13 узлов.

Для пассажиров были устроены места трёх классов. Также на пароходе были два кубрика для перевозки больных — на 20 и 36 мест. Там же могли устанавливаться и подвесные койки. Под кубриками располагались грузовые трюмы.

Пароход долго работал на Чёрном море. Но в 1887 году столкнулся с английским судном и затонул.

По материалам книги Б. Герасименко и С. Санеева «Новороссийскъ – от укрепления к губернскому городу».