Именно они определяют его историко-культурную значимость, и эти элементы надлежит обязательно сохранить во время ремонтно-реставрационных работ. Итак, к предмету охраны в Управлении госохраны объектов культурного наследия администрации края отнесли объёмно-пространственное решение здания, его конструктивные характеристики и архитектурно-художественное решение фасадов, чугунную винтовую лестницу.

Знаменитое здание новороссийского элеватора, которое признано ярким образцом промышленного зодчества в стиле кирпичной архитектуры с элементами готики периода эклектики, уже много лет не используется по первоначальному назначению. Законом разрешено приспосабливать неиспользуемые памятники под современные нужды. Сейчас лицензированная организация разрабатывает проект таких мероприятий, в котором будет предусмотрено сохранение его уникальных особенностей, определённых в качестве предмета охраны, сообщается в телеграм-канале управления госохраны объектов культурного наследия.

Историческая справка: Необходимость строительства в Новороссийске крупнейшего элеватора была вызвана большим притоком зерна с Кубани, Дона, Поволжья и Ставрополья, возникшим после открытия в 1888 году железнодорожного сообщения с портом.

Строительство элеватора велось практически без остановки с 1891 по 1894 год по проекту почётного члена Петербургской академии наук Станислава Ипполитовича Кербедза. Все работы по механической части элеватора, а также его электрификация были проведены под руководством выдающегося русского инженера Александра Николаевича Щенсновича. Здание строилось по последнему слову науки и техники конца XIX века. Значительная часть новшеств была не заимствована, а придумана, спроектирована и исполнена на месте. Всё основное электрооборудование было изготовлено в Новороссийске.

Новый элеватор, по своему устройству, величине и производительности занимавший одно из первых мест в мире, вызывал огромный интерес современников. Он стал визитной карточкой Новороссийска. Его не только изображали на почтовых открытках и описывали почти во всех изданиях конца XIX – начала XX веков, посвящённых Новороссийску, но и включили в экскурсионный показ.