Может и бутылка в голову прилететь

АЛЕКСАНДРА Мелехина сжимает деревянную ручку метлы в своих мозолистых руках, последняя бумажка загнана в совок. Район от улицы Леднёва до Революции 1905 года к пяти утра блестит чистотой. Это тётя Шура довела его до совершенства. Ровно 27 лет она пять раз в неделю в 2 часа ночи выходит на работу.

– Работа у меня хорошая. Идёшь, не торопясь, по улице с метлой, никто тебя не трогает… Ночь. Тишина… В этом есть своё очарование, – рассуждает метельщица.

Александра Мелехина трудится разнорабочей в МБУ «Центр благоустройства» с 1996 года. В лихие девяностые переехала в Новороссийск из Астрахани, где собирала приборы на военном заводе. Найти работу на новом месте сразу человеку всегда непросто. Поэтому пошла в метельщицы. И влюбилась, по её словам, в эту работу.

За долгие годы она изучила характеры жильцов «своих» улиц, научилась разговаривать с агрессивной молодёжью, знает, как себя вести тёмной ночью. Вот и в день нашего знакомства на набережной – кромешная тьма, все фонари выключены. Тётя Шура рассказывает, что мести приходится «практически наощупь».

– В этом доме живёт женщина, которая почему-то не спит по ночам. В её окне всегда горит свет. Когда я начинаю мести, она часто возмущается, кричит в окно, что я не даю ей отдыхать, – рассказывает о здешних нравах Александра Алексеевна. – И в этом же доме обитает мужчина, предпочитающий свой мусор выбрасывать в окно. И так много лет подряд. Видите тот дом? Оттуда два раза в меня швыряли бутылками.

Когда тётя Шура попыталась объясниться с нарушителями порядка, её «поставили на место», заметив, что она уборщик и ей за это деньги платят.

Очень опасный район, говорит она, сквер с памятником «Девочка на шаре», там часто засиживается на лавочках подвыпившая и ищущая приключений молодёжь. Несколько раз тёте Шуре приходилось разными способами уходить от драки.

– И всё равно работа у меня хорошая, – не унывает Александра Алексеевна.

Интересуюсь, как метельщица справляется с ночным графиком.

– Мы, пожилые люди, высыпаемся быстро. Я до двух ночи отдохнула и уже готова работать, – отвечает женщина.

Александра Мелехина всегда чуть больше задерживается в районе набережной, где расположен популярный у молодёжи ресторан быстрого питания. Вокруг него всегда полно мусора. Тётя Шура рассказывает, что народ съедает свой чизбургер в машине, а коробки и салфетки выбрасывает за окно, не утруждая себя дойти до урны. Ну как их назвать? Знали бы они, что их салфетки потом гоняет метлой 67-летняя бабушка.

Мастер Центрального района МБУ «Центр благоустройства» Елена Паритова, с которой я оказалась вместе этой ночью, рассказывает мне, что Александра Мелехина – настоящий герой. Поборов тяжёлое заболевание, выбившее её на время из привычной колеи, женщина вернулась в очень непростую профессию и продолжает трудиться.

Хочешь уединения, иди в метельщицы

НА БУЛЬВАРЕ Черняховского «пятиминутка»: собрались метельщики, работающие в этом районе, – те, кто убирает сам бульвар и километры проспекта Ленина. Задаю женщинам интересующий меня вопрос: «О чём беседуют метельщики, когда собираются вместе?» Женщины мне отвечают, что обо всём, кроме политики. Это тема табуированная, потому что, обсуждая её, и рассориться можно.

Вижу молодое лицо. Светлане Вахрушевой 49 лет. Не могу не спросить, зачем она подалась в метельщицы?

– Надоели склоки в женском коллективе, – честно отвечает она. – Предыдущее место работы – кухрабочая в столовой. А здесь ты трудишься наедине с собой, напарник может быть от тебя в полутора километрах.

Людмилу Мартынову, метущую чётную сторону проспекта Ленина, практически выжили с предыдущего места работы в супермаркете. На рабочем месте она получила травму – вывих ноги. После долгой реабилитации работодатель брать назад пенсионерку не захотел. Сидеть дома на пенсии женщина не желала, к тому же после травмы ей была показана физическая нагрузка. Так она и стала метельщицей, и страшно этим довольна, хотя каждый день ей приходится убирать 2300 метров проспекта.

– С возрастом суставы стекленеют, мне непременно нужно движение, – объясняет Людмила Фёдоровна.

Анна Подопригора работает в паре со своим супругом Александром. Тут же решаю поговорить с редким мужчиной в этом деле, но Александр Геннадьевич скромно удаляется грузить мусор.

– После коронавируса народ заметно меньше стал гулять по ночам. Даже летом, когда, казалось бы, город наводняют курортники, ночью на бульваре мало людей, – делится своими наблюдениями Анна Подопригора.

Мелочь, а приятно

ПРОШУ женщин вспомнить интересные случаи, необычные находки. Но они недовольно поясняют, что находки совсем не любят. В наше время выставленная на улицу коробка – это зачастую сигнал, что в ней может лежать что-то нехорошее. Сейчас чаще всего метельщики находят забытые или оброненные телефоны. И эти находки успешно возвращаются владельцам, которые, обнаружив потерю, тут же начинают звонить по своему номеру.

Самые любимые воспоминания ночных метельщиков – о случаях проявления доброты и чуткости со стороны простых горожан. Какие удивительные истории рассказывают женщины!

– Бывает, метёшь, а прохожий подходит и суёт в карман 50-рублёвку со словами: «За ваш труд». Ты начинаешь отказываться от денег, отдавать ему обратно, а человек настаивает, обижается, грозится порвать бумажку. Приходится брать со словами благодарности, – говорит Людмила Мартынова.

– А ко мне недавно подходит мужчина и говорит: «Тётенька, возьмите шоколадку», – вторит коллеге Анна Подопригора. – Вроде бы и не нужна шоколадка, сбросить вес нужно, но как приятны проявления человеческого тепла!

Анна Степановна мела проспект Ленина под Новый год, и прохожий положил что-то в её рюкзак, висящий за плечами. Когда женщина заглянула в него, обнаружила бутылку шампанского. Мелочь, а приятно! До сих пор метельщица с тёплой улыбкой вспоминает того прохожего.

– В Новороссийске живут очень хорошие люди. Они здороваются с тобой по ночам, хотя мы и незнакомы, они желают доброго утра и Бога в помощь. Но есть и негодяи, которые выворачивали мусорку, глядя тебе в глаза, со словами: «Всё равно уберёшь», – сокрушается Светлана.

И в зной, и в стужу

ЗНАКОМЛЮСЬ с метельщиками Мысхакского шоссе – Галиной Приходько и Егором Соловьёвым. Сегодня это самая молодая пара – Елене 40 лет, Егору 32. Оба они многодетные родители. У женщины четверо детей, у мужчины трое.

– Мне очень удобен график работы, – рассказывает Галя. – Ночью я отмела свой район, утром собрала детей в школу и сады, и появляется время поспать.

Устраивает многодетную маму и её заработная плата – около 30 тысяч рублей. А ещё она довольна районом, который приводит в порядок, – Мысхакское шоссе, здесь в основном расположены частные дома и кладбище «Солнечное», редкий прохожий нарушит ночную тишину в таком месте, нет подвыпивших хулиганов, как на других улицах.

Моя спутница, Елена Паритова, считает, что работа у метельщиков специфическая, любители выпить на ней не задерживаются. Потому что метельщику нужно реально пахать. А невыход на свой участок означает, что другим метельщикам добавляется работы. Вымести в день 2300 метров с остановочными карманами непросто. Это большая физическая нагрузка. Но люди, которые трудятся не один год, к такой нагрузке привыкли и даже без неё уже не могут.

Я поинтересовалась: а как бывает, если на улице норд-ост и метель?

– Люди всё равно выходят на работу, даже в природные катаклизмы. Если сильный мороз, то рабочий день сокращают на два часа, – отвечает Елена.

ТЕТЯ Шура рассказала мне, что мётлы для уборки улиц вяжут из веток кустарника со смешным названием дереза. Ветки дерезы в Новороссийск доставляют охапками, а разнорабочие сами изготавливают из них мётлы. К деревянному основанию прутики приматываются женским чулком: он эластичный и не ломается от нагрузки, как проволока. Метла получается довольно жёсткая, но зато долго служит.