Первый шторм

– Для меня работа в море началась сразу после школы, – вспоминает Валентина Николаевна. – Пока я, выпускница, раздумывала, чем мне заниматься, прибежала подружка. Оказывается, на «Екатерину» (пассажирское судно «Екатерина II», – прим. авт.) набирали персонал. И мы решили просто сходить и узнать насчёт работы. Так всё и началось.

– Валентина Николаевна, вот я разглядываю ваши фото: да вы просто кинозвезда! Признайтесь, наверное, вам поклонники прохода не давали?

– Мой первый рейс дался мне нелегко. Я тогда испытала настоящее морское крещение. В полной мере ощутила на себе все прелести морской болезни. Чуть не ползала по пароходу и говорила, что, как только вернусь домой, – никаких больше рейсов. Знающие люди уверяли меня, что именно так проходит адаптация, но я не верила.

Когда пришли в Стамбул, была очарована этим необыкновенно красивым городом. Это было моё первое заграничное путешествие. А когда мы из Стамбула возвращались домой, то я уже спокойно переносила качку. Действительно, адаптировалась.

Что касается мужского внимания, то у нас на «Екатерине» мужчины были только в комсоставе. А женщин – предостаточно.

С пассажирами, так гласили правила, нам запрещалось личное общение. Да и все они были людьми тактичными, так что ни о каких домогательствах речи не шло.

А потом, когда я уже перешла на дальний флот, случалось, что была единственной дамой на судне. Но и тут выстраивала личные границы. Это ведь в любом коллективе так: всё зависит от того, как ты себя поставишь, какую грань проведёшь. Главное – быть профессионалом. И здесь уже не важно, мужчина ты или женщина. На судне каждый должен быть, прежде всего, человеком.

Королева чистоты

– В чём сегодня заключается ваша работа в длительном рейсе?

– Моя должность – стюарт, по-старому – буфетчик, включает множество обязанностей. Я помогаю шеф-повару начистить овощи, накрыть столы, сделать уборку, поддерживать камбуз в идеальной чистоте. Убираю-накрываю, привожу в порядок каюты. На моих плечах – приготовление хлеба, выпечки, иногда пеку торты. Кручусь как белка в колесе. Мой рабочий день начинается в пять тридцать утра и завершается порой в 22 часа, это если нет сильного шторма и какого-либо другого форс-мажора. Не успел закончиться завтрак, надо уже готовиться к обеду, только убрала всё с обеденных столов – пора думать об ужине.

– Валентина Николаевна, сколько длился ваш последний рейс?

– Восемь месяцев. И это без схода на землю! Мы проходили очень опасные зоны, как раз там, где промышляют пираты. Наше судно сопровождала серьёзная охрана, но всё равно мне было очень страшно.

Как человек глубоко верующий, я в такие минуты читаю молитвы. Они помогают мне и во время самых жестоких штормов, когда на судне «с корнем» вырывает стиральные машинки и холодильники. В такие моменты даже самые твёрдые атеисты начинают креститься.

– Какие нештатные ситуации случались с вами в море?

– В девяностые годы наше судно почти три с половиной месяца простояло в Нигерии, и всё это время не работал кондиционер. Умер боцман, возможно, не выдержало сердце. Очень тяжёлый получился рейс. Было трудно как физически, так и морально.

Ещё почти каждый раз море испытывает нас на прочность, когда проходим Бискайский залив. Почти всегда там штормит не по-детски.

– Вы помните, как первый раз пересекли экватор? Получили боевое крещение?

– Да, я знаю о морских традициях, о том, что новичкам положено пить морскую воду, о том, что их встречает Нептун, в роли которого выступает кто-либо из экипажа. Есть легенда о том, что при прохождении «нулевой точки» можно увидеть световые столбы. Но это миф на самом деле.

Помню, как для курсантов-практикантов ставили бочку, через которую они должны были пролезть. Но я в этом крещении-освящении не участвовала, потому что работы было слишком много.

– После пахоты на камбузе, наверное, совсем не хочется дома заходить на кухню?

– Почему же? Дома я так же готовлю, убираю, ухаживаю за огородом, люблю, чтобы всё было в порядке, сияло и блестело.

Получается, я и на берегу, и на работе делаю то же самое: готовка, уборка, стирка. Относиться к пароходу как к своему второму дому (и тогда не будет никаких проблем во взаимоотношениях с коллегами и в целом на работе) меня научил капитан Вячеслав Вячеславович Костенко.

Это было в 1995 году, когда я устроилась в компанию «Новошип» и попала на пассажирское судно «Мария Ермолова». Настоящих капитанов с большой буквы не так много, а Вячеслава Вячеславовича смело так можно назвать. В том рейсе с его помощью я осознала, что на флоте остаются только глубоко порядочные люди, других море отсеивает.

– А вы знаете, как приготовить макароны по-флотски по классическому рецепту?

– Не берусь дать рецепт для ваших читателей, ведь я не шеф-повар. У меня на судне свои задачи.

Родной берег краше

– Валентина Николаевна, какие страны вам удалось повидать?

– Мне проще назвать те места, где я не была. Не пришлось побывать в Индии и Австралии. А так весь земной шар пересекла, многое повидала. Это сейчас моряки в рейсе видят только море. А мы в своё время заходили в крупные порты, обозревали достопримечательности. Мне посчастливилось побывать на Святой Земле, своими глазами увидеть единственное из сохранившихся древних чудес света – египетские пирамиды. Когда я ходила в рейсе на судне «Капитан Журавлёв», то окунулась в ярко-пёструю атмосферу знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро, поболела за своих в матче против местной футбольной команды.

– Какие уроки преподнесло вам море?

– Море – справедливый учитель и мудрый друг. Оно не любит людей слабых, непорядочных и лицемерных. Когда я вижу новичков в экипаже, то сразу могу определить, кто останется в морской профессии, а кто – нет. Море закаляет характер и требует от человека мгновенного принятия решений. Вот, например, в шторм судно качает, а ты всё равно делаешь свою работу. Лично я – женщина с волевым характером. Если вижу проблему, то берусь за её решение немедленно. Действую, а не откладываю на потом.

– Вам удалось устроить свою личную жизнь?

– Сейчас я в разводе, так сложилась судьба. А я верю, что каждому человеку предначертано своё. Много раз мне предлагали руку и сердце, красиво делали предложения, посвящали стихи. Но мне не встретился именно тот человек, ради которого я смогла бы бросить работу в море и сидеть дома, как за каменной стеной. Скажу словами моего любимого мудреца и философа Омара Хайяма: «Уж лучше голодать, чем что попало есть, и лучше одному, чем вместе с кем попало».

Кстати, встречались на моём пути и заграничные «принцы». Прельщали прелестями дивных заморских стран. Но как много лет назад, так и сейчас я говорю: я никогда ни при каких обстоятельствах не покину Родину. Я здесь родилась, здесь живу, это моё. Очень люблю свой город Новороссийск и радуюсь, когда вижу родной берег. И чем старше становлюсь, тем сильнее ощущаю эту привязанность.