Как сложилась судьба экипажа сухогруза «Seamark», затонувшего в акватории Чёрного моря вблизи села Кабардинки, и как продвигается расследование причин трагедии?

Напомним, 21 февраля 2023 года сухогруз «Seamark» 1981 года постройки (флаг Коморских островов, оператор ООО «Криос Шиппинг») не выдержал напора стихии. Во время шторма судно раскололось пополам и затонуло на рейде порта Новороссийск. Из 11 членов экипажа выжили десять.

Как сообщили корреспонденту «НР» в ITF, на инспекторов этой организации выходили родственники погибшего. Они планируют добиваться расследования причин гибели единственного сына и выплаты страховок. Никаких просьб в ITF о помощи от выживших во время крушения суда в профсоюз моряков не поступало.

Я связалась со старшим механиком затонувшего судна Расулом Омаровым. Он после пребывания в горбольнице Новороссийска, где прошёл обследование, успешно вернулся домой (мужчина проживает сейчас в Москве).

— Экипаж сейчас ожидает выплат за утраченное имущество от судовладельца, мы все подали списки в бухгалтерию компании. Компания не отказывается возместить утраченное. Так что пока повода для беспокойства нет, — говорит «НР» старший механик. — Мы все сейчас занимаемся восстановлением документов, которые утонули вместе с сухогрузом.

Мужчина говорит, что в ближайшие дни будет решаться дальнейшая судьба моряков. Расул Омаров, например, планирует проситься на работу на другие суда.

Я попросила его ещё раз вспомнить те минуты, когда тонуло судно и экипаж был вынужден экстренно его покидать.

— Когда мы поняли, что ситуация критическая и судно может затонуть, мы все надели гидрокостюмы и спасательные жилеты. Собственно, мы действовали по инструкции, которые известны каждому моряку. В момент разламывания судна мы находились все вместе на корме. Никакого особого шума я не слышал, только шум волн, а шторм был довольно сильный, волны были высотой три метра. Когда нас смыло с палубы в море, нас раскидало в разные стороны. Нас то поднимало, то опускало на волнах.

Я поинтересовалась у стармеха, было ли ему страшно, о чём он думал в тот момент?

— Мне страшно не было, потому что всё происходило рядом с берегом, в полутора морских милях, — отвечает Расул Омаров. — Конечно, если бы вовремя не подоспела помощь, лично я бы до берега не доплыл. Но помощь подоспела, на мой взгляд, минут через пятнадцать. Хотя в таких экстремальных ситуациях время воспринимаешь иначе. Большое спасибо спасателям, которые хорошо нас приняли на борту! Нас сразу же отвезли в больницу, где сделали капельницы и некоторые обследования. Я переночевал в больнице одну ночь, а на другой день поехал домой.

— Из этой истории я сделал один вывод: не устраиваться больше на работу на старые суда, — говорит старший механик.

Я поинтересовалась у Расула Омарова, видел ли он, как погибал второй помощник капитана? Он сказал, что после того, как экипаж смыло с палубы, парня никто не видел. Обстоятельства гибели товарища не знает. Но его трагический уход переживает до сих пор. Мне показалось, что 34-летний мужчина плачет.

— Многие мои знакомые говорят, что 21 февраля 2023 года – это мой второй день рождения. Но я так не считаю. Мне вообще кажется, что то, что происходило в тот день, было не со мной, — завершил рассказ собеседник.

Я поинтересовалась у надежного источника «НР» в Администрации морских портов Чёрного моря, как обстоят дела с подъёмом затонувшего судна? Там сказали, что план мероприятий по подъёму судна передан судовладельцу. Нефтепродукты уже угрозу Чёрному морю не представляют. Рядом с затонувшим сухогрузом дежурят специалисты морской аварийно-спасательной службы, чтобы в случае утечек нефтепродуктов обработать пятно биосорбентом. Источник сказал, что сейчас, когда на море волнение, с судном ничего сделать невозможно. Высота волн 10-15 дециметров.

Напомним, что в СМИ муссировалась информация об утечке нефтепродуктов с затонувшего судна. По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светланы Радионовой, на борту сухогруза находилось 3,12 тысячи тонн карбоната кальция и 7,5 тонны дизельного топлива. После крушения судна на поверхности воды появилась нефтяная плёнка площадью около 300 квадратных метров. Силами Морспасслужбы пятно было обработано биосорбентом.