Решение сложных задач облегчает жизнь

Татьяна Перчемиди – учитель математики школы №22 с 45-летним стажем, заслуженный учитель РСФСР, почётный гражданин Новороссийска.

А ЕЩЁ Татьяна Владимировна, несмотря на свои 74 года, до сих пор с азартом решает олимпиадные задачки каждый день – чтобы не терять сноровку, тренировать мозг и жить долго.

– Татьяна Владимировна, в какой момент вы поняли, что станете учителем математики?

– В школе, это был мой любимый предмет. Меня в математику влюбила учитель Валентина Фёдоровна Лапина. А ещё первый директор школы №22 Василий Мошкин тоже был преподавателем математики, каждое утро он писал новую задачку на доске, висевшей между лестничных маршей школьного коридора, с пометкой: «Для тех, кто любит математику». Решить её для меня было делом чести.

– Нужно родиться склонным к математике, или математические способности в ребёнке можно развить?

– Я думаю, что всё-таки нужно родиться со склонностями к математике. Заметить это можно ещё в начальной школе. Такие дети скорей других считают, легко запоминают таблицу умножения. Ну и этот дар нужно развивать с детства. Я своих внуков, например, заставляла считать камешки, которые они бросали в море, и проезжающие автомобили, так я их готовила к математике. Старший сейчас у меня учится в магистратуре МФТИ, младший в 9 классе, но тоже готовится в математики.

– Ломоносов говорил, что «математика ум в порядок приводит». А что, по-вашему, она ещё даёт человеку?

– Воспитывает характер. Твёрдый, целеустремлённый, мужественный. Я всегда говорила ребятам: учите математику, она учит достигать цели.

– Сейчас в Интернете можно найти решение всех задач для любого учебника. Как вы относитесь к ГДЗ – готовым домашним заданиям, которые сейчас популярны у школьников?

– Отрицательно! Некоторые мои ученики приносили на уроки специальные сборники с готовыми решениями – «решебники». Я это старалась пресечь на корню. А сейчас решение всех задач в телефоне. Это ужасно, это расслабляет учеников, лишает их возможности тренировать свой мозг. Это – конец математике.

– Сейчас всё можно найти в Интернете, а вы, Татьяна Владимировна, какие придумывали лайфхаки в своё время, когда преподавали в школе?

– Я составляла множество примеров, ответы нужно было вписать в клеточки, напротив которых были буквы, и составить из них слово. По ночам я решала примеры, чтобы составить такие задания. Вот это увлекало ребят. Так они оттачивали вычислительную технику.

– У вас есть ученики, которые пошли по вашим стопам и стали математиками? Кем гордитесь?

– Я учила корреспондента «НР» Евгения Лапина, у него был очень нестандартный склад ума, он отлично решал олимпиадные задачки. Ну и поступил, как вы знаете, на механико-математический факультет. Александр Акиньшин окончил МГУ, Евгения Цвигун окончила школу с медалью, поступила в высшую школу экономики. Лёня Колпаков прекрасно разбирался в математике и стал первооткрывателем, ходит на ледоколе по Северным морям. И так далее, достойных учеников много, боюсь, что кого–то не назову и тем самым обижу.

– Татьяна Владимировна, я знаю, что вы на пенсии, но до сих пор с удовольствием сами решаете задачки.

– Да, решаю задачи повышенной сложности. Так тренирую мозг. У меня много прекрасных пособий, да и в Интернете сейчас немало интересных задач. Для чего? Процесс повторения очень важен для человека – чтобы не были утрачены практические навыки. Да и самой мне интересно покорять всё новые и новые вершины в математике. Есть задачи очень сложные. Ищешь путь решения и, наконец, его находишь. И тебе от этого становится так хорошо! Цель достигнута. Я бы сказала, что математика у меня в крови.

Светлана Викторовна Бердовская (слева) знает, как вырастить гения. Фото Анатолия Позднякова.

10 процентов дар, остальное – труд

Дети, имеющие математические способности, записываются в кружок математики при Морском техническом лицее, который взращивает будущих гениев уже девятый год.

Как это происходит, я расспросила преподавателя этого кружка Светлану Бердовскую.

Записаться в кружок математики можно с пятого класса, но готовить ребёнка к этому процессу можно начать и раньше. Светлана Викторовна рекомендует делать первые шаги, решая дома простейшие олимпиадные задачки, которые можно найти в Интернете, их и попробовать дать ребёнку на размышление. На занятиях кружка дети учатся анализировать задачи, обосновывать свои рассуждения, строить математические модели, знакомятся с темами, выходящими за рамки школьной программы. Занятия развивают мышление, логику и нестандартный взгляд на решение задач. Правда, для занятий математикой, как в спорте, требуются регулярность и постоянство. Из всех, кто приходит в кружок и начинает заниматься математикой, к 7 классу остаётся лишь пятая часть.

– Почему престижно заниматься математикой и участвовать в олимпиадном движении? Все высоко котирующиеся питерские и московские вузы дают детям, занятым в олимпиадном движении, множество льгот – с зачислением в вуз до основного приёма, с общежитием, повышенную стипендию. Это очень хорошо! Многие дети с такими навыками идут в IT-сферу и добиваются там хороших результатов, – рассказывает Светлана Викторовна.

Учитель приводит в пример новороссийских звёзд, которые в последние годы показали недюжинные результаты. Сергей Буркин поступил в МФТИ, который считается одним из престижных вузов страны, в него можно поступить лишь с 100 баллами по ЕГЭ. А этот мальчик попал туда благодаря своим достижениям в олимпиадном движении. Дмитрий Иващенко учится в МГУ на факультете математики. После недавней сессии он приезжал в Новороссийск и отчитался перед учителем, что сдал её на «отлично». Елена Воропай уже на 4 курсе МГУ. Да что там говорить – сын Светланы Бердовской Алексей учится на 4 курсе МФТИ на факультете инновации высоких технологий и уже подрабатывает математиком-разработчиком в крупной компании.

Светлана Бердовская говорит, что у этих детей 10 процентов таланта и 90 процентов трудолюбия, настойчивости и желания достичь прекрасного результата – получить хорошее образование в одном из лучших вузов страны.

Один немаловажный нюанс. Обычно такие дети проводят лето в математических лагерях, где они с другими ребятами со всей России тренируются в решении олимпиадных задач. Пребывание в лагере стоит денег. Не каждый родитель сможет позволить себе растить математического гения. Но есть и бюджетный вариант. Светлана Викторовна подсказывает, что можно онлайн поступить в Центр одарённых детей в Сочи «Сириус» и получить приглашение на смену-обучение в этом лагере. А далее они могут проходить обучение в «Сириусе» дистанционно, даже дорогу талантливым детям оплачивают.

– Для старта это очень хорошо, – не сомневается Светлана Бердовская.

Таким выпускником Морской технический лицей гордится. Фото из открытых источников.

Вундеркинд Миша Вульф уже в «Сколково»

Корреспондент поинтересовалась у Светланы Викторовны, какова судьба талантливого ребёнка Миши Вульфа, о котором в своё время много писал «НР».

Напомним читателям, о чём были эти заметки. Миша, занимаясь в инженерной школе «Механикус», занял первое место в номинации «Лучший инновационный проект» на Московском форуме «Шаг в будущее», получив в качестве поощрения путёвку на церемонию вручения Нобелевской премии в Стокгольме. Он тогда разработал автоматизированный комплекс для спасения утопающих. Причём выполнять ответственную работу чудо-техника могла двумя способами. С помощью робота-катамарана с прикреплённой к нему сеткой изобретатель предлагал вылавливать человека, барахтающегося на поверхности воды. А если он уже погрузился в пучину — манипулятором робота-спасателя вытаскивать несчастного на плот или лодку. Проект Вульфа по достоинству оценили в краевом МЧС.

Светлана Бердовская рассказала, что Михаил окончил МГТУ им. Баумана с красным дипломом и сейчас он аспирант второго года обучения Сколковского института науки и технологии. Его проекты связаны с биопечатью и моделированием обледенения. Кстати, кроме всего прочего, он счастливый муж и отец.