Ничто не выдаёт с головой место нашей прописки так, как наша речь, а именно употребление некоторых слов. Конечно, провинциальность – вовсе не грех, но зачем давать лишний повод для улыбки? Предлагаю вместе «почистить» родной и милый нашему сердцу лексикон с точки зрения норм современного литературного языка.

«Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!» Кто не знает эту крылатую фразу из «Джентльменов удачи»? Так вот, специалисты не советуют произносить оба эти глагола-синонима в приличном обществе. Первый – «жрать» — понятно почему: явный вульгаризм. Но чем провинился глагол «кушать»?

Оказывается, утверждает Словарь трудностей современного русского языка, использование глагола «кушать» в речи о себе («хочу кушать, я кушаю, я (не) кушала»), а также когда мужчина или женщина говорит от имени четы или семьи: «мы (уже) кушали (покушали), мы (не) хотим кушать» и т. п., противоречит стилистической норме современного литературного языка, придаёт речи манерность, некоторую слащавость, квалифицируется как проявление мещанства в речи. Надо говорить: «я хочу есть, я ем, я поел, мы не хотим есть» и т.д.

Однако «кушать» (равно как и глаголы «покушать, скушать») может употребляться в обращении к детям: «Ты кушал (покушал)? Хочешь кушать (покушать)? Скушай вот это» и т. п. Так же допустимо обращаться и к женщинам (разумеется, на «вы» или на «ты» в зависимости от обстоятельств и ситуации общения).

И, конечно, главную задачу глагола «кушать» никто не отменял — это слово относится к речевому этикету как вежливое приглашение гостей к столу. В этой ситуации используют этикетную формулу «Кушать подано, прошу к столу!» или «Кушайте, пожалуйста!».

Но ни в коем случае не надо говорить о мужчине, что «он кушает»: «муж хочет кушать», «директор покушает и примет вас» и т. п. Мужчина не должен говорить о себе: «я кушаю», «я бы скушал что-нибудь» и т. п. Мужчины, если они, конечно, не слащавые провинциалы, не кушают — они едят. Или обедают, завтракают.

 Ольга Новикова