И самое удивительное, под постом были лайки людей, которых я раньше подозревала в знании истории родного города! Оказывается, хватает ещё местных жителей, не говоря уже о приезжих, которые действительно считают, что Новороссийск основали на месте Суджук-кале. Нет, нет и нет!

Последние дни Суджук-кале

Где располагалась крепость Суджук-кале? На том месте, где она находилась, бывал практически каждый новороссиец. Это квадрат со стороной 210 метров в районе мемориала «Малая Земля», где высаживался советский десант. Даже сейчас, двести лет спустя после того, как турецкое укрепление разрушено, можно угадать его границы, поросшие травой и кустарником.

Конец турецкому владычеству в крепости пришёл в 1810 году. Тогда сюда пешим ходом из Анапы прибыл отряд Александра Рудзиевича численностью 6 тысяч человек, а из Севастополя пришла эскадра, рассказал кандидат культурологии Лев Степко. Они должны были захватить крепость.

Но турки на тот момент из неё сбежали. Их разбил пришедший сюда ранее с отрядом на кораблях капитан-лейтенант Сальти. Биться русскому отряду, вышедшему из Анапы, пришлось с горцами, которые поддерживали османов. После того как девятитысячное черкесское войско было разбито, генерал Рудзиевич взялся за возведение фортификационных сооружений на месте Суджук-кале. Длилось это недолго, денег на строительство не было. Уже в 1812 году, по итогам Бухарестского мира после окончания одной из очередных русско-турецких войн, Россия должна была покинуть эту часть Черноморского побережья. Уходя, русские войска взорвали всё, что построили на месте турецкой крепости и саму турецкую крепость, разумеется.

Так можно ли считать строительство нескольких впоследствии взорванных фортификационных сооружений на месте Суджук-кале началом современного Новороссийска? Историк Сергей Новиков уверен, что нет, поскольку на чужой территории свои города не строят. Ведь территория нынешнего города на Цемесской бухте была для России чужой вплоть до заключения Андрианопольского мира в 1829 году. Именно после этого России отошло восточное побережье Чёрного моря.

Но район Суджук-кале не входил в городскую черту Новороссийска фактически до середины ХХ века, он был пригородом. И куниковский десант в 1943 году высаживался в предместье, которое называлось Станичка.

Десант Раевского был в восторге от бухты, но забраковал турецкую крепость

С Суджук-кале всё. Но где же всё-таки был заложен Новороссийск? Десант эскадры Черноморского флота под командованием вице-адмирала Михаила Лазарева и генерал-майора Николая Раевского был высажен 12 сентября (24 сентября по новому стилю) 1838 года в районе современной площади Героев.

«Для занятия оконечности бухты и леса, покрывающего там берег, отряд двинулся к устью Цемеса. Река сия теряется в болоте. Отряд двинулся вверх по реке и занял лес… Не доходя версты до устья Цемеса, видны следы четырёхугольной крепости, по словам жителей, некогда построенной генуэзцами, в ней нашли изобильный источник воды, достаточной для всякого отряда, и сей последний расположился лагерем вокруг развалин…» — такие воспоминания современников приводятся в книге Александра Герасименко и Сергея Санеева «Новороссийскъ – от укрепления к губернскому городу». Ядекс.Карты показывают, что это нынешнее устье Цемес рядом с причалом № 31А НМТП. Это центр города, непосредственно близко к площади Героев, набережной.

В день высадки квартирмейстер отряда полковник Генштаба Г.И. Филипсон записал: «Все в восторге от бухты и местности, на которой расположился отряд». И да, на следующий день, 13 сентября, Раевский и Лазарев под прикрытием нескольких воинских батальонов отправились вдоль побережья бухты до крепости Суджук-кале. Они для себя отметили, что турки место для крепости выбрали неудачно. Оттуда нельзя достать неприятеля, который мог располагаться в Цемесской долине. По мнению русских полководцев, крепость, ко всему прочему, не защищала вход в бухту. Так забраковали Суджук-кале.

Место, где начнётся Новороссийск, выбрали Раевский и Лазарев

14 сентября Раевский и Лазарев избрали место для строительства укрепления и адмиралтейства.

По плану Раевского укрепление должно было состоять из двух фортов, четырёх блокгаузов – сооружений для того, чтобы в них мог проживать гарнизон и вести оттуда ружейный и артиллерийский огонь. Фортификационные конструкции должны были соединяться с помощью рва и вала. Раевский высказал мнение, что лучше всего подойдёт для укрепления северо-западный угол Цемесской бухты, «глубоко вдающийся в твёрдую землю и защищённый от ветров». Территорией форта был выбран участок от нынешнего холодильника до Дворца моряков (ныне Морской культурный центр), который уходил вглубь до Октябрьской площади, — так определили границы укрепления авторы книги «Новороссийскъ – от укрепления до губернского города» Александр Герасименко и Сергей Санеев.

Место для адмиралтейства выбирал вице-адмирал Лазарев. Адмиралтейство – это не резиденция адмиралов. Последние и не планировали так часто посещать новое укрепление на черноморском берегу. Адмиралтейство – это нечто вроде хоздвора. Оно должно было включать магазины (склады) для продуктов, такелажа, другого имущества. В нём планировалось разместить сараи для ремонта гребных судов, кузницу, казармы для мастеровых со службами, дом смотрителя адмиралтейства и канцелярию. Всё это хозяйство должно было примыкать к пристани.

Лазарев был согласен с Раевским в выборе места для будущего укрепления. По мнению флотоводца, Суджукская бухта должна стать хорошим убежищем для эскадр и вполне годится для создания пристани, которая подойдёт и для военных кораблей, и для коммерческих судов.

Строительство укрепления началось уже 14 сентября. Для него рубили лес и вели земляные работы под прикрытием двух батальонов и артиллерийских орудий, поскольку горцы вступали в перестрелку с солдатами. К 17 сентября закончилась разбивка укрепления, а через месяц, 18 октября, был возведён форт № 1. Он располагался в районе, ограниченном улицами Коммунистической и Энгельса, Рубина и Свободы. В оборонительном сооружении размещались две казармы, домик офицеров, пороховой погреб, гауптвахта и т.д. Стены казарм возводили из турлука – веток, обмазанных глиной.

Самое старое здание города ещё недавно было рестораном

Форт № 2 был закончен к 20 октября 1839 года. Как отметили Александр Герасименко и Сергей Санеев, располагался он на территории современного Дома офицеров и частично парка им. Ленина. Каменный пороховой погреб форта в конце ХХ века был нижним этажом ресторана «Золотой якорь». «Этот подвальчик – самое старое сооружение Новороссийска, сохранившееся до нашего времени» — писали авторы книги, изданной в 1998 году. Где теперь тот «Золотой якорь»? На его месте стоит многоэтажка, на первом этаже расположен «Райффайзенбанк». Интересно, где-то там в его цоколе ещё можно найти следы порохового склада?

В 1839 году укрепление Новороссийск – ему уже было дано имя — активно строилось. Сюда прибыл архитектор, подпоручик Рулев. Ему поручили составить детальные чертежи и сметы на строительство адмиралтейства. Вице-адмирал Лазарев был озабочен поиском стройматериалов для Новороссийска. Камень, кирпич и известь он планировал приобретать в Керчи. Об этом сообщал начальнику Главного морского штаба кн. А. С. Меньшикову. Но если в окрестностях укрепления найдутся необходимый камень и глина для кирпича, то тогда бы эти материалы покупать не понадобилось, рассуждал Лазарев. Кстати, в качестве стройматериалов стали использовать камень крепости Суджук-кале. Так, в книге Еременко и Санеева упоминается, что 4 августа из укрепления Новороссийск вышел отряд 300 человек под командованием майора Дозвонковича к крепости Суджук-кале. Их целью было добыть камень из крепостных стен для сооружения бассейна, где бы хранилась питьевая вода. Так началось разрушение крепости. Из этого камня выстроили дом начальника I отделения Черноморской береговой линии, другие здания.

В августе 1839 года генерал Раевский осматривал строительство. Сопровождавший его Г. И. Филипсон писал в своих воспоминаниях об этом визите: «…В Новороссийске мы нашли большую деятельность. Второй форт и соединительные линии были уже окончены; казармы для гарнизона и госпиталь строились, равно как и несколько частных зданий. Морское ведомство строило на берегу бухты адмиралтейство для незначительных починок и для снабжения военных судов».