«Мария Ермолова» — от Новороссийска до Антарктиды

Эпоху челноков в Новороссийске многие связывают с судами, которые на несколько дней отправлялись в Стамбул, а оттуда возвращались с битком нагруженными трюмами. Одно из таких судов – круизный теплоход «Мария Ермолова», принадлежавший ООО «Новошип». О том, как почти тридцать лет назад проходили челночные рейсы, рассказал «Новороссийскому рабочему» бывший матрос «Марии Ермоловой» Дмитрий Фролов.

Несмотря на то, что в рейс отправлялись в основном торговцы, судно было круизным не на словах, а по-настоящему. Каюты, рестораны, музыкальный салон – всё по высшему разряду. Не зря же потом «Мария Ермолова» совершала туры с иностранцами в Антарктиду. Так что у предпринимателей всего Юга была возможность расслабиться на несколько дней и получить удовольствие от маленького путешествия.

Правда, многие пассажиры расслаблялись традиционным образом: как только судно покидало Новороссийск, начинали пить. И пили до дня прибытия в Стамбул. Кстати, точно так же проходил и обратный путь.

Торгуемся до победного!

В день прибытия в порт начиналась работа. За товаром отправлялись в специальные торговые кварталы, на огромные рынки, где было полно оптовых складов, магазинов и магазинчиков. Продавцы, которые ожидали своих клиентов из России, неплохо говорили по-русски.

— В Турции можно было купить всё или практически всё для того, чтобы наполнить магазины Новороссийска и других городов. Брали фрукты, овощи, шоколад. Вы помните, какой спрос был на дешёвые турецкие шоколадки с добавкой сои! Хотя сейчас понимаешь, что, по сравнению с «Бабаевским» шоколадом, даже в то время турецкий шоколад проигрывал.

Турки в конце прошлого века быстро и очень неплохо приспособились к запросам россиян. Вот, к примеру, модную майку в турецком магазине продают за два доллара, но русский оптовик просит отдать за полтора доллара. Пожалуйста, из подсобки приносят партию, на первый взгляд, таких же маек. И за доллар тоже можно купить вроде бы аналогичный товар. В итоге к российским покупателям попадали вещи, которые расползались при первой же стирке.

«Растаможка» по закону челночного бизнеса

Моряки с «Ермоловой» не могли позволить себе больших закупок для перепродажи на родине. Привозили с собой что-то по мелочи, какие-то вещи сдавали в комиссионки. Кто-то выполнял конкретные заказы знакомых и знакомых своих знакомых.

Дмитрий вспоминает, что один раз привёз приятелю кухню для новой квартиры. Себе сверху взял двадцать долларов. Соседу привёз садовый шланг. Рассчитывались так: узнал, сколько такой же шланг будет стоить на нашем рынке, и в полтора раза скинул цену – выгодно получилось обоим. Привозил по заказу микроволновку, обои, детские игрушки. Но на игрушках не зарабатывал принципиально.

У моряков были другие источники дохода. Они получали деньги за то, что помогали челнокам загрузить и разгрузить товар. Такса была известна всем.

Некоторые члены экипажа помогали торговцам избегать лишних затрат на «растаможку». Члены команды имели законное право привезти «для личного пользования» какие-то вещи в единственном экземпляре. К ним и обращались челноки, нагружённые товаром. Раздавали, допустим, десяти членам экипажа по одной кожаной куртке, а те выдавали их за свои покупки. Не бесплатно. На берегу куртки возвращали «челноку».

Больших зарплат на рейсах «Марии Ермоловой» не было, плавсостав стремился на судно ради неафишируемых доплат. Многих привлекало и то, что рейсы были не 6-месячные, как на больших судах, а недельные.

Сейчас, когда в Россию прекращены поставки многих брендовых товаров, небольшие новороссийские торговые точки тоже охотно пользуются услугами «челноков». Только называют себя они по-другому – байерами, специалистами по закупкам. Никаких баулов, клетчатых сумок. Небольшой объём товаров отправляют посылками. Но это совсем другая история.