Собственники квартир втягиваются в длительную битву за своё право сменить или сохранить управляющую организацию, в ней участвуют соседи, сотрудники управляющих компаний, государственные и правоохранительные органы. Кто сможет повлиять на ожесточённую конкуренцию в сфере ЖКХ, причудливые формы которой стали откровенно раскалывать общество?

Рассмотрим ситуацию на примере дома №3 по набережной Адмирала Серебрякова.

Раскол в доме №3

Там осенью прошлого года группа собственников квартир во главе с Фёдором Литовченко инициировала, а затем провела общее собрание, на котором люди выбрали новый совет дома. Было принято решение расторгнуть договор с УК НУК, а обслуживание дома поручить другой управляющей компании.

Как рассказал Фёдор Николаевич, через несколько дней другая группа собственников квартир провела своё собрание и приняла прямо противоположное решение — и дальше сотрудничать с НУКом и даже повысить тариф на обслуживание общедомового имущества.

— Я нашёл протокол того собрания и подозреваю, что часть подписей собственников квартир в нём подделаны, — говорит Литовченко. — Обратился с заявлением в отдел полиции по Центральному району, просил возбудить уголовное дело, чтобы выяснить, какие подписи липовые, и найти в этом случае тех, кто их подделал. Также подал жалобу в Госжилинспекцию. На моё заявление получил ответ от участкового уполномоченного полиции: в возбуждении дела отказано. Он не нашёл достаточных оснований для уголовного преследования по факту подделки документа, события преступления не было. Но я не согласился с решением участкового и подал жалобу в городскую прокуратуру. А другую мою жалобу — в Госжилинспекцию, оттуда тоже переадресовали в полицию, но какой та дала ответ инспекции, не знаю.

И вот на днях группа собственников квартир собралась в родном дворе, чтобы подписать уже коллективное обращение в городскую прокуратуру, — с просьбой обязать полицию ещё раз и внимательно проверить подлинность подписей в протоколе общего собрания, куда пригласили и журналиста «Новороссийского рабочего».

Один из тех, кто поддержал эту инициативу, прямо сказал:

— Я не против работы с НУКом, но подпись в том протоколе не моя, и я против повышения тарифа за обслуживание дома.

Жильцы приглашали на встречу и представителей НУКа, но они не пришли. Вероятно, считают, что их управляющая компания продолжает работать с этим домом на законных основаниях.

Компании разные – истории одинаковые

За этим собранием наблюдал и Даниил Гоголев — жилец дома №83 по проспекту Ленина. Он рассказал аналогичную историю. Тоже провели собрание, тоже планировали сменить НУК на другую УК, затем другими жильцами было проведено подобное же собрание, где приняли противоположное решение. И у него тоже есть подозрения о фальсификации протокола второго собрания. С осени прошлого года в доме тоже идёт борьба. Даниил ведёт видеолетопись противостояния и выкладывает этот трэш на своём ютуб-канале.

В нашем городе подобные истории не единичны, и в них фигурируют разные управляющие компании. И каждая из сторон конфликта найдёт и находит аргументы в пользу своей позиции. УК могут объяснять жалобы жильцов происками конкурентов-рейдеров, которые, мол, «зарядили» группу смутьянов. А недовольные жильцы приведут примеры желания компании и дальше «доить» их, но мало тратить на реальное обслуживание дома. Однако, поскольку ни один факт подделки подписей в протоколах собрания в Новороссийске официально не доказан, подозрения так и остаются словами.

Опухоль национального масштаба

Если почитать российские новости на эту тему, становится понятно, что подозрения в подделке подписей в протоколах общих собраний собственников квартир — довольно распространенный случай в России. Видимо, коммунальный бизнес выработал пусть недобросовестную, но пока эффективную методику конкурентной борьбы, пользуясь несовершенством отечественного законодательства.

Например, в Тольятти полиция в прошлом году возбудила более 30 уголовных дел по заявлениям граждан о подделке подписей в протоколах общих собраний владельцев квартир. До суда же не дошло ни одно, поскольку сыщики… не могут установить виновных. Но там хотя бы попробовали…

Но складывать ли руки тем, кто считает себя обманутым? Фёдор Литвиненко всё еще полон решимости добиться, чтобы полиция опросила тех его соседей, кто заявляет о подделке их подписей, назначила бы почерковедческую экспертизу. Если будет доказана фальсификация подписей, то несогласные смогут обратиться в суд, чтобы попробовать оспорить итоги собрания. Считается, что жалобы в правоохранительные органы, ГЖИ, СМИ и местные администрации могут помочь, если будет именно судебное разбирательство. Хотя на это нужно время и деньги, а вот результат в пользу истцов не гарантируется.

Инициативы сверху

О том, что проблема подделки подписей в протоколах стала актуальной в масштабах страны, говорит и желание Госдумы принять очередные поправки в Жилищный кодекс. Которые, как уверяют парламентарии, на этот раз точно отпугнут махинаторов неотвратимостью наказания.

Депутаты хотят закрепить в Жилищном кодексе положение, согласно которому данные об администраторе общего собрания должны содержать его имя, фамилию и отчество, а также должность. Сейчас администраторы не должны предоставлять эти сведения. И этот пробел мошенники используют, чтобы подделывать протоколы общедомовых собраний — поскольку невозможно точно определить, кто принимает письменные решения от собственников и вносит сведения в ГИС ЖКХ.

Ещё один забор против коммунальных аферистов начали городить в 2021-м — создавать систему, позволяющую проводить заочное общее собрание собственников квартир через Госулуги. Что, как уверяют, тоже повысит прозрачность собрания и голосования.

Однако те, кто глубоко окунулся в нашу коммунальную реальность, скептически относятся к очередным новациям «во благо народа», считают, что жуликоватые бизнесмены усовершенствуют способы обойти очередные ловушки. Жильцы многоэтажек должны помнить, как в 2016-м Госдума устанавливала уголовную ответственность за подделку протокола. А разве стало меньше подозрений и скандалов? Кого изобличили в этих манипуляциях наши силовики, ГЖИ и чиновники? И заинтересованы ли они в этом, а также в цивилизации процесса проведения собраний?

Матвей Прокопенко.

Уважаемые читатели, представители управляющих компаний Новороссийска, пока наверху думают, как решить эту всеобщую проблему, может быть, и вы поделитесь своими соображениями по поводу того, как эти нарушения искоренить. Пишите в наши соцсети, звоните нам по телефону 61-42-05, шлите сообщения на WhatsApp «НР» +7-900-279-09-37.